Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

через культуру. Я. Корчак отмечал, что "ребенок в этом

мире - иностранец; он не знает названия городов, направления улиц; ему необходим

гид, который вежливо ответит на все его вопросы; уважайте его незнание".

Игнорирование этого, недооценка в учебных планах и программах, курс на

нивелировку детей в реальном учебном процессе не могут быть признаками

современного содержания образования, которое имеет стратегической целью развитие

личности, субъектности человека.

Итак, при личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания

образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а

сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с

целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных

потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление

ее индивидуальности и обеспечение возможности самореализации в культурно- образовательном пространстве.

В соответствии со сказанным личностно-ориентированное содержание образования

направлено на развитие природных особенностей человека (здоровья, способностей

мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином,

семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности,

духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и

культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего

общечеловеческую, национальную и региональную ценность.

Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется

целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это

означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и

уровня развития научного знания.

Образование как социальное явление возникло из прагматической потребности людей

в знаниях, которые были необходимы для обеспечения их жизнедеятельности.

Накопление и углубление знаний, рост образованности общества привели к появлению

культурологической функции знания, связанного с представлениями о вселенной,

человеке, искусстве и др. Именно эти две тенденции (прагматическая и

культурологическая) определили направления в отборе содержания образования в

различных культурах и цивилизациях. Нужно отметить, что на него оказывали

влияние и социальные факторы, связанные с расслоением общества на социальные

группы. Господствующие классы присвоили себе монополию на обще культурные и

развивающие знания. Основные же слои населения получали лишь знания, необходимые

для повседневной жизни и практической деятельности.

В эпоху Возрождения и в XVIII-XIX вв. в связи с утверждением идей гуманизма

появляются концепции целостного развития личности и осуществляются попытки их

реализации. Об этом свидетельствует "Школа радости" В. де Фельтре, в которой

ребенку предоставлялась возможность свободного физического и умственного

развития; теория свободного воспитания Ж.Ж.Руссо, предлагавшего в развитии

ребенка следовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы; идея И.

Г. Песталоцци о полном развитии всех сущностных сил формирующегося человека

путем вовлечения их в активную жизнедеятельность. Эти прогрессивные идеи явились

теоретическим обоснованием таких течений в педагогике, как "Новые школы" во

Франции, Швейцарии, элитарные школы в США, Германии, Австрии, связывающие

образование и воспитание ребенка с природой, свободным развитием, естественными,

типа семейных, отношениями между детьми и взрослыми. Постепенно в ходе всемирно- исторического развития идея развития целостной человеческой личности,

возвращения человека к самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и

общечеловеческую ценность, становится доминирующей, она определяет содержание

современного образования.

§ 2. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования

В педагогической теории дискуссия о детерминантах содержания образования

продолжается не одно десятилетие. Такими детерминантами называются факторы,

определяющие структурные компоненты содержания образования и их взаимосвязи.

Одной из ведущих детерминант содержания образования является его цель, в которой

находят концентрированное выражение как интересы общества, так и интересы

личности. Общество делает вклады в образование, чтобы обратить их себе же на

пользу. С помощью образования общество развивает способности личности, ибо целое

может выиграть только от высокого качества своих составных частей. "Когда первой

и главной целью образования