Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

лишь на его психическое развитие? 10. Охарактеризуйте основные дидактические идеи педагогов-новаторов. 11. В чем состоит инновационность личностно-ориентированного подхода в обучении?

Литература для самостоятельной работы

Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М., 1990. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М., 1981. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. - М., 1990. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской

психологии. - М., 1994. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. - М., 1977. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. - М., 1987. Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у

старшеклассников. - М., 1989. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее образование. - М., 1981. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. - М., 1999.

ГЛАВА 13 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

§ 1. Сущность содержания образования и его исторический характер

В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним

из основных его средств и факторов развития личности. Оно представляет собой

особый разрез образования, абстрагированный от технологии.

В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно

образовательных функций школы, содержание образования определяется как

совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений,

а также определенный уровень развития познавательных сил и практической

подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы. Это так

называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания

образования.

При таком подходе в центре внимания находятся знания как духовное богатство

человечества, накопленное в процессе поисков и накопления исторического опыта.

Знания, конечно, важные социальные ценности, поэтому и знаниево-ориентирован-ное

содержание образования имеет безусловное значение. Оно способствует социализации

индивида, вхождению человека в социум. С этой точки зрения такое содержание

образования является жизнеобеспечивающей системой.

Однако при знаниево-ориентированном подходе к содержанию образования знания

становятся абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека. Это приводит

к идеологизации и регламентации научного ядра знаний, их академизму, ориентации

содержания образования на среднего ученика и другим негативным последствиям.

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более

утверждается уже упоминавшийся выше личностно-ориентированный подход к выявлению

сущности содержания образования. Этот подход нашел отражение в работах

И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина, В.С.Леднева, Б.М.Бим-Бада и А.В.Петровского.

Так, И.Я.Лернер и М.Н. Скаткин под содержанием образования понимают

педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой

деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано

обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к

воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры

общества.

В.С.Леднев считает, что содержание образования - это содержание процесса

прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием

которого является особым образом организованная деятельность. В этой связи оно

выступает как содержание триединого целостного процесса образования личности

через усвоение опыта, воспитания и развития.

По мнению Б.М.Бим-Бада и А.В.Петровского, подлежащее усвоению учащимися

содержание образования, определяя развитие личности, является частью социально- культурного опыта, отобранного в соответствии с целями и процессуальными

аспектами обучения. Культура как спрессованный опыт тысячелетий, передаваемый и

осваиваемый в процессе обучения, включает в себя культуру поведения, общения,

чувств, мышления и практической конструктивной деятельности.

С культурно-содержательной точки зрения образование представляет собой вид

духовной рекапитуляции: "Двигаясь по тому же самому пути, по которому

человечество достигает совершенства, должен пройти каждый человек, рано или

поздно" (Э.Лес-синг). "Молодость всегда должна начинаться издалека и, подобно

отдельному человеку, пройти через эпохи мировой культуры" (И.В.Гёте).

Школа призвана помочь ребенку наиболее безболезненно войти в сложный мир

человеческого социума