Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

обучаемого, так как ее уменьшение или

увеличение могут иметь негативные последствия. В этой связи необходимо создание

условий для преодоления ребенком зоны ближайшего развития, т.е. обеспечения

выхода за ее пределы, связанного с поиском путей практической организации

деятельности детей в такой зоне. Этим объясняется выделение принципа,

сформулированного как определение зоны ближайшего развития и выступающего

методом диагностики способностей, понимаемых как способы деятельности.

Для развития сознания и выявления порождающих его структур требуется выяснение

адекватных возрастным особенностям детей внешних средств (предметов, знаков,

символов, моделей) и внутренних способов предметной и умственной деятельности. В

образовании связей между предметами и действиями (акциями) опосредующую роль

играют знаково-символические структуры, которые входят в психическую материю

сознания (Л.С.Выготский). Символизация играет при этом роль средства осмысления.

Принцип опосредствующей роли знаково-символических структур в образовании связей

между предметами и действиями позволяет выявить условия перехода от

опосредованного действия к действию непосредственному, совершаемому мгновенно,

как бы без размышления, но остающемуся сознательным, свободным и нравственным.

Так как обучение связано с познавательной и исполнительной деятельностями, а

также с аффективно-эмоциональной и личностной сферами, с переходом от внешнего к

внутреннему, то в качестве его основополагающих принципов и механизмов могут

выступать интериоризация и экстериоризация. С их помощью можно объяснить не

только переход от внешнего предметного действия к предметному и операциональному

значениям, образам, мыслям, но и наблюдать переходы от содействия к сочувствию,

сопереживанию, порождению новых жизненных смыслов и замыслов, а от них - к

самостоятельным, свободным и ответственным действиям, поступкам. Интериоризация

и экстериоризация позволяют рассматривать процесс развития как образование цепи

превращенных форм поведения, деятельности и сознания.

Принцип единства сознания и деятельности, провозглашенный и разработанный

С.Л.Рубинштейном, необходимо учитывать при построении программ обучения. При

этом важно подчеркнуть, что это единство понимается не как цель, не как итог или

результат развития, а как непрерывное становление, имеющее циклический,

спиральный, противоречивый характер. Речь идет о становлении сознания в

результате взаимодействия его образующих, имеющих деятельностную, аффективную,

личностную природу. Объединяя с принципом единства аффекта и интеллекта близкий

к нему принцип активного действия, следует подчеркнуть, что все психические

процессы и явления, личностные образования необходимо рассматривать в ходе их

возникновения и становления в деятельности человека.

Рассмотренные принципы личностного развития представляют собой теоретическую

предпосылку для построения теории личностно-развивающего обучения, философия

которой состоит не в том, чтобы формировать человека, а в том, чтобы помочь ему

стать самим собой. Такая дидактика является составной частью культурно- исторической (или социокультурной) педагогики, цель которой - формирование

нового (надмирного, планетарного) сознания и самосознания. Это педагогика "не

ответного, а ответственного действия".

Основное значение выделенных принципов состоит в том, что к традиционно

выделяемым принципам обучения добавляется "взращивание сознания" индивидуального

и общественного. Источником осуществления этого является культура, на службу

которой должно быть поставлено образование. Чтобы не свести построение новой

программы обучения к чисто методическим задачам, необходимо возвратиться к

истокам, к смыслу человеческого бытия.

Вопросы и задания

1. Назовите основные принципы дидактической концепции Л. В. Занкова. 2. В чем состоит смысл концепции содержательного обобщения в обучении? 3. Раскройте содержание этапов формирования умственных действий. 4. Что такое проблемная ситуация? Назовите основные приемы создания проблемных

ситуаций. 5. В чем заключается специфика продуктивного мышления в соответствии с

концепцией З.И.Калмыковой? 6. Каковы основные принципы дидактической концепции Л.М.Фридмана? 7. Почему Н.Н.Поспелов и И.Н.Поспелов рассматривают формирование мыслительных

операций как условие и средство развивающего обучения? 8. Какие основные условия развивающего обучения выделяет Е. Н. Кабанова-Меллер? 9. Почему в обучении ребенка нельзя ограничиваться принципами, ориентированными