Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

приобретению нового опыта и к созданию

коммуникативных условий для поддержки самоценной активности учащихся. Такой

подход В.А.Петровский называет личностно-ориентированным, который вносит

существенные изменения в понимание соотношения содержания образования и общения

обучающих и обучаемых. Он считает, что этот подход имеет в своей основе ряд

принципов: вариативности; синтеза интеллекта, аффекта, действия; приоритетного

старта.

Принцип вариативности характеризуется использованием в процессе обучения не

однотипных, равных для всех, а различных, зависящих от индивидуальных

особенностей детей, их опыта, сформировавшихся в ходе приобретения опыта моделей

обучения.

В. А. Петровский возлагает ответственность за выбор модели обучения на взрослого

(особенно на этапах дошкольного и начального школьного обучения). Именно

взрослый должен предложить ребенку такие модели обучения, в которых заложена

возможность выбора собственной модели учения.

Принцип синтеза интеллекта, аффекта и действия предполагает использование таких

технологий обучения, которые вовлекали бы детей в процесс познания, совместного

действия и эмоционального освоения мира. Данный принцип синтеза требует такой

организации процесса обучения, который порождал бы гармонию трех способов

освоения действительности: познавательного, эмоционально-волевого и

действенного.

Принцип приоритетного старта предполагает вовлечение детей в такие виды

деятельности, которые им приятнее, ближе, предпочтительнее. Этот принцип

позволяет учитывать, что является самоценным для самого ребенка, что ему

нравится, что ему уже удалось освоить.

Личностно-ориентированный подход не снижает, а, напротив, еще больше

подчеркивает значимость и необходимость развития познавательной сферы человека

(ощущений, восприятия, памяти, мышления). Процесс освоения ребенком тех или иных

форм существования объективного мира должен задаваться обучающими программами,

специфическими способами и методами конструирования процесса обучения, а также

расширением у учащихся представлений о том, как протекают психические процессы,

которые обеспечивают процесс познания, каким закономерностям они подчиняются.

В течение длительной истории образования утверждалась мысль о том, что учитель

должен знать ученика и владеть методикой преподавания, но редко ставился вопрос

о том, что ученик тоже должен знать психологические закономерности, лежащие в

основе познавательной, эмоциональной и волевой сфер. Ученик как бы не нес

ответственность за то, как эти деятельности у него разворачиваются. Что же

касается результатов обучения, то здесь спрос с ученика обучающими (учителями и

родителями) был всегда самый строгий, бескомпромиссный. Вместе с тем плохие

результаты интеллектуального развития, отставание, неуспеваемость имели причиной

не только отсутствие способностей или стараний у тех или иных учеников. Во

многих ситуациях можно было добиться большей эффективности учения, если бы

учеников (впрочем, как и дошкольников) обучали элементам психологии,

раскрывающим на доступном им уровне закономерности функционирования и развития

личности, ее процессов, свойств и состояний.

Необходимость личностного развития субъектов обучения поставила задачу вычленить

и сформулировать принципы, связанные и с этой стороной развития. Попытку решить

этот вопрос предприняли В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов, которые к принципам,

разработанным в культурно-исторической теории развития психики и сознания, в

психологической теории деятельности и в психологии действия, добавили те,

которые позволяют понять возрастные и индивидуальные личностные изменения, нормы

и закономерности [1].

1 См.: Зинченко В. П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской

психологии. - М., 1994.

Главным среди этих принципов (их двенадцать) авторы считают творческий характер

развития. Исследования А. В. Запорожца и А. Р.Лурия показали, что дети порождают

не только знаки, но и символы. И те и другие являются элементами языка. Речь

идет именно о порождении, а не об усвоении, хотя этот процесс и не возможен вне

взаимодействия со взрослыми. В этом смысле уже младенец если и не творец

культуры, то ее субъект. Подавление творческих потенций ребенка - это подавление

вместе с ними ростков культуры.

Творческий характер развития и обучения образно выразил Н.А. Бернштейн:

упражнение - это повторение без повторения. Ни ребенок, ни взрослый не могут

дважды совершить одинаково одно и то же движение, произнести одно и то же слово.