Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

из ряда гуманистических установок.

Одной из таких установок является принятие любого ученика таким, каков он есть:

"мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть"

(Ш.А.Амонашвили); воспитание начинается "с поразительно простого,

бесхитростного: принять и полюбить ученика, какой он" (Е.Н.Ильин); педагог

должен увидеть ребенка таким, какой он есть "внутри себя", каким знает себя

"только он сам" (Е. Ю. Сазонов). В том случае, если эта установка искажается под

влиянием разного рода императивных стереотипов долженствования, то возникает

основа для внутреннего неприятия, отвержения педагогом учащегося, обесценивания

его подлинного Я. Соответственно, это и источник протеста ребенка, его

стремления во что бы то ни стало осуществить самоутверждение. Вполне очевидно,

что прямое обращение педагога к ученику, диалог с ним, понимание его

действительных потребностей и проблем и, в конечном счете, действенная помощь

ребенку возможны только тогда, когда он принимается таким, каков он есть.

Другая установка связана с эмпатийным пониманием ученика. Существует оценочное и

эмпатийное (сочувствующее, сопереживающее) межличностное понимание. Основой

оценочного понимания является социально-перцептивный образ (стереотип),

формирующийся у педагога в процессе ролевого общения с учащимися и позволяющий

предсказывать и непротиворечиво объяснять свои действия и поступки по отношению

к ним. Например, учитель знает и оценивает ученика как отличника или как

двоечника. Эти стереотипы служат своеобразным ракурсом восприятия и понимания

ребенка. При эмпатийном понимании, напротив, учитель действует всегда по

принципу "здесь и теперь", пытаясь проникнуть во внутренний мир ученика и

увидеть окружающее его глазами: "понимать детей - значит стать на их позиции"

(Ш.А.Амонашвили); "посмотреть на все глазами своего детства" (Е. Н. Ильин);

"постоянно учиться смотреть на себя глазами детей" (И.П.Иванов).

Установка на эмпатийное понимание ученика, так же как и установка на принятие

личности, дает педагогу возможность полноценного и неиссякаемого межличностного

общения с учеником, оказания ему помощи именно тогда, когда она больше всего

необходима.

И наконец, установка на открытое, доверительное общение. Мысли и переживания

педагога не маскируются социальной ролью, а раскрываются открыто и адекватно

учащимся. Духовный мир педагога, мир его интересов, поисков и сомнений, проблем

и находок, радостей и печалей открыт для них. Такое доверие учителя порождает, в

свою очередь, доверие учащихся к нему, их желание поделиться с ним своими

устремлениями, вступить в равноправный диалог: "по-настоящему учитель открыт

только ребятам" (Е. Н. Ильин); "истинный урок - это всегда диалог всех, кто в

классе: учителя и учеников" (Т.И.Гончарова); "важно, чтобы поступки, образ жизни

воспитателей не расходились с тем, что они внушают ребятам" (А.А.Дубровский).

Установка на открытое общение требует, чтобы педагог не играл свою роль, а

всегда оставался самим собой. В этом случае он дает возможность учащимся понять,

принять и полюбить себя таким, какой он есть. В свою очередь, доверительное

отношение учащихся к педагогу есть условие его личностного роста и

совершенствования.

Названные установки педагогики сотрудничества как раз и выступают личностными

предпосылками гуманизации процесса обучения. Нельзя предвидеть эффективность

применяемых педагогических стратегий и тактик, если не учитывать личностные

параметры педагога, его синтонность (эмоциональное созвучие) по отношению к

учащимся и педагогической деятельности, а также меру аттрактивности педагога,

т.е. привлекательности для учеников.

В работах, обобщающих опыт педагогов-новаторов 80-х гг., как правило,

перечисляются те приемы, которые они используют в своей деятельности ("опорные

сигналы", "комментированное письмо", "творческие дневники", "безотметочное

учение", "литературная деталь" и др.). Однако в их деятельности главное не это,

а сама личностная позиция педагога, в которой находит отражение практическая

педагогическая философия как совокупность гуманистических установок по отношению

к самому себе и ученикам.

Внедрение личностно-развивающего обучения предполагает помимо выделенных

установок осуществление ряда инновационных преобразований в процессе обучения.

Они касаются прежде всего создания предметных условий для развития самоценных

форм активности учащихся, т.е. составления таких развивающих заданий, которые

приводят к самостоятельному открытию,