Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

учебных предметах при решении специальных

задач.

В качестве важных условий развивающего обучения в этой концепции выступают

следующие:

• все звенья обучения (программы, учебники, методика, школьная практика) должны

быть пронизаны идеей формирования у школьников системы приемов учебной работы

разной степени обобщенности (внутрипредметные и межпредметные); • в каждом учебном предмете важно выделить основные приемы учебной работы и

сформировать их у учащихся; • знания должны обеспечить взаимодействие мышления и чувственной стороны

умственной деятельности учащихся; • формирование приемов управления учащимися своей учебной деятельностью.

Рассмотренные концепции развивающего обучения дают возможность сделать вывод о

том, что личностно-развивающее обучение, провозглашаемое сегодня приоритетным,

остается декларируемым, а не реальным для отечественной образовательной

практики. Это объясняется тем, что основные идеи концепций направлены на общее

психическое развитие либо развитие мышления, формирование умственных действий,

прочное усвоение учебного материала. Причем решение этих задач относится

преимущественно к младшему школьному возрасту. Трансформирование традиционного

обучения в личностно-развивающее оказалось для авторов концепций

затруднительным. Это связано с тем, что личностная идея в 50-70-е гг. XX в. (а

именно в этот временной интервал появились данные концепции обучения) еще не

имела необходимой теоретико-методологической и методической основы, без которой

и личностно-развивающее обучение оставалось лишь высокоценной идеей, далекой от

теоретического и практического воплощения. Представляется, что наиболее удачной

концепцией с точки зрения развития личности в процессе обучения является

концепция И. Я. Лернера и М. Н.Скат-кина. Цели обучения, связанные с развитием

гармоничной личности, содержание образования и методы обучения представлены в

ней в диалектическом единстве. Основные положения этой концепции рассматриваются

в соответствующих главах учебного пособия.

Созданные к настоящему времени концепции развития личности (А.Г.Асмолов,

Л.И.Божович, В.П.Зинченко, В.С.Мухина, А. В. Петровский, В.А. Петровский, Д. И.

Фельдштейн и др.) позволяют научно обосновать факторы и механизмы становления

личностных новообразований в процессе обучения на различных этапах

онтогенетического развития человека. Некоторые из этих концепций уже прошли

экспериментальную проверку и показали позитивные сдвиги в развитии личности.

Можно утверждать, что появилась реальная возможность для разработки личностно- развивающей дидактики, что является следствием проявления гуманистической

тенденции в развитии общества и образования.

§ 2. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения

Разработка теории личностно-развивающего обучения связана прежде всего с идеей

гуманизации образования. Эта задача стала сознаваться лишь к концу 90-х гг. XX

в., когда стало ясно, что обучение не может быть основано лишь на тех принципах,

которые ориентируют только на психическое развитие человека.

Идея личностно-развивающего образования нашла отражение в педагогике

сотрудничества - направлении в практике обучения и воспитания, которое

оформилось в нашей стране в 80-е годы как альтернативное в противовес

административной и академической педагогике. Это направление представляли

педагоги-новаторы (Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенко, И.П.Волков, В.Ф.Шаталов,

Е.Н.Ильин и др.), не признаваемые официальными педагогическими кругами. Изучение

их работ позволяет понять и почувствовать общий для них гуманистический подход,

лежащий в основе используемых педагогических технологий. Его суть составляет

озабоченность жизнью детей, их проблемами и трудностями, их переживаниями и

стремлениями, обращенность к подлинному, реальному Я ребенка [1].

1 См.: Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. - М., 1990.

Под педагогикой сотрудничества новаторы понимали установление гуманных

взаимоотношений между участниками педагогического процесса, выступающих

необходимым условием гармоничного развития личности. Ее значение состоит в том,

что она обнажила противоречия традиционного образовательного процесса, показала

пути их разрешения, привела к осознанию необходимости пересмотра философских

оснований современного образования и педагогической науки и утверждению в

общественном сознании и практике обучения идеи гуманизации образования. Эта идея

нашла отражение в ценностных ориентациях педагогики сотрудничества,

складывающихся