Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

наиболее

общие; сформулируй вывод или дай определение понятия. Для обобщения важное

значение имеет правильное нахождение родового понятия и видового отличия

предметов и явлений.

Ни один учебный предмет не может быть по-настоящему усвоен, если ученик не умеет

классифицировать изучаемый материал. В основе классификации лежит операция

деления предметов рода на виды (группы, классы) по наиболее существенному

признаку. Для формирования умения классифицировать Н.Н.Поспелов рекомендует

проводить с учащимися следующую работу: знакомить их с элементами формальной

логики; объяснять сущность операции классификации; показывать и анализировать

отдельные образцы классификации различных объектов (в том числе и с ошибками);

вырабатывать рекомендации и правила (алгоритм) классификации; проводить

упражнения по классификации.

Н.Н.Поспелов предлагает следующий алгоритм классификации: изучить

классифицируемые объекты, установить их существенные признаки; выбрать один

объект, сравнить его с другим по существенным признакам, приобщить (или

отвергнуть) его к данной группе; отвергнутый объект сделать исходным для другой

группы, затем третьей, четвертой и т.д.; выписать объекты по группам и

распределить их в определенном порядке; ввести родовые понятия (дать заголовки

группам); проверить верность классификации.

В концепции Н.Н.Поспелова отмечается, что невозможно одновременно и параллельно

обучать всем мыслительным операциям.

Система такого обучения требует последовательного их введения. При этом

необходимо иметь в виду, что, действуя только по заданным алгоритмам, ученик

оказывается ограниченным в развитии самостоятельного мышления, его креативности,

гибкости и продуктивности. Однако такое ограничение снимается при условии

вовлечения учащихся в "создание" этих алгоритмов (правил), в обоснование как

собственных, так и уже готовых решений, в анализ ошибок.

Концепция Е. Н. Кабановой-Меллер. Эта концепция также связана с формированием

операций мышления, которые она называет приемами учебной работы и определяет их

как систему действий, служащих для решения учебных задач [1].

1 См.: Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее образование. -

М., 1981.

К приемам учебной работы Е. Н. Кабанова-Меллер относит сравнение, обобщение,

раскрытие причинно-следственных связей, наблюдение, составление характеристик

изучаемых явлений, разделение существенных и несущественных признаков понятий.

Эти приемы, необходимые для самостоятельного решения задач и овладения знаниями,

играют существенную роль в умственном развитии учащихся. Они являются основой,

на которой у школьников формируются учебные умения и навыки.

В проблеме развивающего обучения Е. Н. Кабанова-Меллер выделяет два круга

вопросов. Первый - показатели умственного развития, второй - условия,

определяющие это развитие, т.е. организация обучения и формирование учебной

деятельности. По ее мнению, общим показателем умственного развития служит

степень усвоения приема учебной работы. Это значит, что учащийся может

рассказать, из каких действий состоит этот прием, может использовать его в

решении новых задач, т.е. может перенести известный прием в новую ситуацию.

Явление переноса как качества ума, как показатель творческого мышления изучался

Е. Н. Кабановой-Меллер экспериментально. Она выделила ряд показателей

умственного развития, связанных с переносом. Эти показатели позволяют выявлять

уровень умственного развития в условиях развивающего обучения, которое должно

быть направлено на формирование обобщенных приемов.

Было установлено, что с возрастом изменяется самостоятельный перенос обобщенных

приемов учебной работы. Он становится межпредметным, повышается возможность

нахождения новых приемов учебной работы. Так, старшие школьники при решении

проблемных задач легче находят новые приемы, чем младшие.

Возрастные изменения связаны с самостоятельным применением знаний из все более

сложных систем, они перестраиваются, комбинируются. Важной стороной умственного

развития при этом является развитие абстрактного мышления во взаимодействии с

конкретным. Восприятие школьников все более "пронизывается" мышлением.

К приемам управления учащимися своей учебной деятельностью Е. Н. Кабанова-Меллер

относит: планирование; самоконтроль, включающий оценку своих действий;

организацию учения и отдыха; управление своими познавательными интересами,

вниманием. Каждый из этих приемов становится обобщенным, если учащийся осознает

его состав и использует в разных