Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

в процессе которой ученик сознательно использует правила

выполнения мыслительной операции и понимает, что эти правила специально

сформулированы [1].

1 См.: Поспелов Н.Н., Поспелов И. П. Формирование мыслительных операций у

старшеклассников. - М., 1989.

Исходя из признанного в психологии положения, что двумя сторонами мыслительного

процесса являются операции анализа и синтеза (Д.Н.Богоявленский,

Н.А.Менчинская), Н.Н.Поспелов отмечает, что правильный анализ любого целого -

это анализ не только частей, элементов, свойств, но и их связей и отношений. Он

приводит поэтому не к распаду целого, а к его преобразованию, которое и есть

синтез. Задача анализа заключается не только в разложении предмета или явления

на составные части, как это считается традиционно, но и в проникновении в

сущность этих частей. Задача синтеза состоит не только в объединении частей

предмета или явления, но и в установлении характера их изменения в зависимости

от несущественных факторов, неучтенных при анализе.

Обучение учащихся анализу и синтезу предполагает формирование у них умений

мыслить практически: разлагать объекты на составные части; вьщелять отдельные

существенные стороны объекта; изучать каждую часть (сторону) в отдельности как

элемент единого целого; соединять части объекта в единое целое.

Мыслительная операция сравнения, связанная с установлением сходства и различия в

предметах, явлениях, процессах, является частным проявлением операций анализа и

синтеза. В обучении школьников этой операции Н. Н. Поспелов выделяет несколько

последовательных этапов.

На первом этапе учащиеся должны осознавать смысл сравнения, т.е. объяснять

термин "сравнение" и понимать, что для правильного его осуществления следует

вьщелять в сравниваемых объектах существенные и в то же время соответствующие

друг другу признаки. На этом же этапе учитель знакомит учащихся с такими

особенностями сравнения, как парность его объектов, их сопоставимость,

определение основания для сравнения, планирование его последовательности.

На втором этапе учитель знакомит учащихся с последовательностью шагов при

сравнении: выяснение того, можно ли сравнивать данные объекты и что является

основой для сравнения; анализ первого объекта и выделение его признаков; анализ

второго объекта и выделение его признаков; нахождение сходных признаков и

выделение наиболее существенных из них; установление зависимости между объектами

(видо-родового отношения или отношения равноправия); формулировка вывода. Этот

этап считается завершенным, если учитель не только ознакомил учащихся с

различными способами сравнения и показал их применение на практике, но и убедил

в необходимости проведения сравнения.

На третьем этапе учащиеся самостоятельно на разном материале проводят сравнение

в соответствии с усвоенными правилами. Итогом этого этапа является освоение

учащимися системы приемов сравнения и выработка умения доказывать правомерность

своих действий.

На четвертом этапе происходит дальнейшее освоение операции сравнения, его

многократное применение в новых ситуациях, на новом материале. Сравнение

выступает здесь и как операция, и как дидактический прием.

На пятом этапе учащиеся производят не только вышеназванные действия, но и

осуществляют перенос операции сравнения в другие ситуации и в другие области

знания. Они пытаются найти свои способы сравнения, вырабатывают свои правила.

Важным компонентом творческого теоретического мышления является операция

обобщения. В процессе этой операции существенную роль играют абстрагирование и

конкретизация. Так, при обобщении предметов или явлений происходит выделение

общего. Свойства, которыми эти предметы отличаются, во внимание не берутся.

Сходные признаки, наоборот, как бы отделяются от предмета и рассматриваются в

отрыве от него. Эти мыслительные действия Н.Н.Поспелов называет

абстрагированием.

После абстракции мысль возвращается к конкретному уже не в прежнем виде, а

обогащенной более глубоким знанием. Обобщение есть сам процесс перехода от менее

общего к более общему, а абстрагирование - процесс, позволяющий осуществить этот

переход.

Для обучения умению обобщать необходимо не только разъяснять сущность этой

операции, показывать образцы деятельности, знакомить со способами обобщения, но

и предлагать специальные упражнения, проводимые по алгоритму: зафиксируй первое

впечатление об объектах, подлежащих обобщению; найди отличительные и сходные

признаки объектов; сопоставь их и определи существенные; выдели из них