Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

не

понимают главную цель обучения, подменяют ее другой, второстепенной. Бывает и

так, что основная цель понимается учителем, но она лишь декларируется,

представляется как некий идеал. В этом случае возникает глубокое противоречие

между декларируемой целью и средствами ее осуществления. Необходимыми условиями

научно обоснованной деятельности учителя являются уяснение им главной цели

обучения, умение выстроить в соответствии с ней иерархию других целей, выбрать

адекватные средства для их осуществления.

Главной целью учебного процесса Л.М.Фридман считает воспитание всесторонне

развитой и социально зрелой личности каждого школьника. Для реализации этой цели

учебный процесс должен строиться в соответствии с рядом принципов [1].

1 См.: Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. - М., 1987.

Принцип самостоятельности учащихся в учебном процессе предполагает его

организацию таким образом, чтобы учащиеся принимали непосредственное участие в

целеполагании своей деятельности, а цели обучения, задаваемые извне, становились

бы их собственными, личными целями. В этом случае учащиеся чувствуют себя

полноправными субъектами этого процесса, свободными в творческом достижении

принятых ими целей деятельности, которая приобретает характер самодеятельности,

становится их собственной потребностью. Принцип самостоятельности определяет

мотивационно-потребностную сферу учения.

Принцип самоорганизации характеризует операционную сторону учебного процесса.

Исходя из этого принципа, учитель не учит, а помогает учащимся учиться. Он

обусловливает необходимость обучения учащихся умениям и навыкам рационального

учения, самостоятельного выполнения не только учебно-тренировочных действий, но

и творческой самостоятельной учебной деятельности.

Принцип развития определяет ряд требований к организации учебного процесса:

учитывать и опираться на возрастные и индивидуальные типологические особенности

учащихся; развивать у них потребность в преодолении посильных трудностей, в

овладении новыми способами действий, умениями, навыками; ориентироваться на зону

ближайшего развития с учетом достигнутого уровня актуального развития;

направлять учебный процесс на формирование социальной зрелости каждого ученика.

Принцип коллективизма устанавливает, что центральной, ведущей формой организации

учебного процесса является коллективная (групповая, парная) форма.

Принцип ролевого участия предполагает равномерное и добровольное распределение

ролей между учащимися класса. Один и тот же ученик должен выступить в роли и

ответственного, и подчиненного.

Принцип ответственности участников учебного процесса важен с точки зрения

развития социально зрелой личности.

Принцип психологического обеспечения предполагает эмоциональное удовлетворение

каждого ученика и тем самым развитие мотивации учения.

Важное место в концепции Л.М.Фридмана отводится контрольно-оценочной

деятельности как учителя, так и учащихся. Для последних эта деятельность

является заменой внешней контрольно-оценочной деятельности учителя. Она

способствует развитию у учащихся произвольного и непроизвольного внимания,

формированию у них привычки к самоконтролю и самооценке своих действий, своего

поведения. Без нее невозможно формирование социально зрелой личности.

Л.М.Фридман формулирует требования, которым должна отвечать контрольно-оценочная

деятельность. Он считает, что текущую, повседневную контрольно-оценочную

деятельность должны выполнять сами учащиеся, начиная это делать еще в начальных

классах. Участие учителя в ней может быть связано с обучением школьников

рациональным методам и приемам этой деятельности, с формированием у них

правильных и разумных эталонов контроля, нормативных критериев оценки, способов

корректировки своей учебной работы, потребности и привычки самоконтроля и

самооценки, с воспитанием произвольного внимания.

С точки зрения изложенных требований существующая практика контроля и оценки

знаний учащихся не соответствует им.

Концепция Н.Н.Поспелова. Эта концепция ориентирована на формирование

мыслительных операций, выступающих условием и средством организации развивающего

обучения. Формирование любой мыслительной операции проходит несколько стадий:

• стихийную, в ходе которой ученик осуществляет операцию, но не осознает, как он

это делает; • полустихийную, когда ученик, совершая операцию, осознает, как он это делает,

но не понимает существа этой операции, думая, что ее применение происходит само

собой, без каких-либо правил; • сознательную,