Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

рассуждает вместе с учениками,

высказывает предположения, обсуждает их вместе с ними, опровергает возражения,

доказывает истинность. Иначе говоря, учитель демонстрирует учащимся путь

научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к

истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. В другом случае роль

учителя может быть минимальной. Он предоставляет школьникам возможность

совершенно самостоятельно искать пути решения проблем. Но и тут учитель не

занимает пассивной позиции, а при необходимости незаметно направляет мысль

учащихся, чтобы избежать бесплодных попыток, ненужной потери времени.

Применение технологии проблемного обучения в связи с этим позволяет научить

учащихся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; способствует

переходу знаний в убеждения; вызывает у них глубокие интеллектуальные чувства, в

том числе чувства удовлетворения и уверенности в своих возможностях и силах;

формирует у учащихся интерес к научному знанию. Установлено, что самостоятельно

"открытые" истины, закономерности не так легко забываются, а в случае забывания

их быстрее можно восстановить.

Как уже отмечалось, основное в проблемном обучении - создание проблемной

ситуации. Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое

состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет

готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или

условиях. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в

раскрытии нового отношения, свойства или способа действия.

Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек натолкнулся, часто

совсем неожиданно, на что-то непонятное, неизвестное, тревожное и т.д. Процесс

мышления начинается с анализа проблемной ситуации, результатом которого является

формулирование задачи (проблемы). Возникновение задачи означает, что удалось

предварительно расчленить данное (известное) и неизвестное (искомое).

Установление связи, отношений между известным и неизвестным позволяет искать и

находить нечто новое, до того скрытое, неизвестное (А. В. Брушлинский).

Первый признак проблемной ситуации в обучении состоит в том, что она создает

трудность, преодолеть которую ученик может лишь в результате собственной

мыслительной активности. Проблемная ситуация должна быть значимой для ученика.

Ее возникновение должно быть по возможности связано с интересами и

предшествующим опытом учащихся. Наконец, более общая проблемная ситуация должна

заключать в себе ряд более частных.

Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном процессе, выделил

Т.В.Кудрявцев. Проблемная ситуация возникает:

• тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами

знаний у учащихся и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми

фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими

и научными знаниями); • при необходимости выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой

системы, использование которой только и может обеспечивать правильное решение

предложенной проблемной задачи; • перед учащимися - когда они сталкиваются с новыми практическими условиями

использования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения

знаний на практике; • если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и

практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа, а

также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием

теоретического обоснования; • при решении технических задач - когда между внешним видом схематических

изображений и конструктивным оформлением технического устройства отсутствует

прямое соответствие; • когда существует объективно заложенное в принципиальных схемах противоречие

между статическим характером самих изображений и необходимостью прочитать в них

динамические процессы.

Создание проблемной ситуации предполагает такое практическое или теоретическое

задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению

новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия:

• задание должно основываться на тех знаниях и умениях, которыми владеет

учащийся; • неизвестное, которое нужно открыть, составляет подлежащую усвоению общую

закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения

действия; • выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в

усваиваемом знании.