Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

условиями ее протекания, последовательностью ориентационных, исполнительных и

контрольных функций. Уровень обобщенности действий, а значит, и возможности

переноса их в другие условия зависит от полноты ориентировочной основы этих

действий. Выделяют три типа такой основы:

• дается неполная система ориентировок в готовом виде, по образцу, необходимая

для оперативного исполнения (например, овладения элементами техники чтения); • дается полная ориентировочная основа действия в готовом виде; • ориентировочная основа действия представляется в обобщенном виде.

Третий этап - выполнение действия во внешней форме - материальной или

материализованной, т.е. с помощью каких-либо моделей, схем, чертежей и т.п. Эти

действия включают не только ориентационные, но и исполнительные и контрольные

функции. На этом этапе от учащихся требуется проговаривание вслух сообщений о

совершаемых операциях и их особенностях.

Четвертый этап предполагает внешнюю речь, когда действие подвергается

дальнейшему обобщению благодаря речевому (устному или письменному) оформлению и

отрыву от материализованных средств.

Пятый этап - этап внутренней речи, на котором действие приобретает умственную

форму.

Наконец, шестой этап связан с выполнением действия в умственном плане

(интериоризация действия).

Достоинством технологии поэтапного формирования умственных действий является

создание условий для работы ученика в индивидуальном темпе и для мотивированного

самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

Концепция проблемного обучения связана с интенсификацией традиционного обучения,

что предполагает поиск резервов умственного развития учащихся и прежде всего -

творческого мышления, способности к самостоятельной познавательной деятельности.

Разработка концепции обусловлена тем, что в последние годы быстро увеличивается

общий объем научных познаний: по словам ученых, он удваивается каждые восемь

лет. Стремительно нарастающий поток научной информации приводит к тому, что с

каждым годом увеличивается разрыв между общим количеством научных знаний и той

их частью, которая усваивается в школе или вузе. Ни одно образовательное

учреждение не в состоянии дать человеку все те знания, которые ему будут

необходимы для работы. Всю жизнь надо будет учиться, пополнять свои знания,

чтобы не отстать от бурного темпа жизни, от стремительного прогресса науки и

техники.

Фундаментальные работы, посвященные теории и практике проблемного обучения,

появились в конце 1960-х - начале 1970-х гг. (Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин,

М. И. Махмутов, В. Оконь и др.).

Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) перед учащимися

проблемных ситуаций, осознании, принятии и решении этих ситуаций в процессе

совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности

первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность учащихся.

Проблемное обучение в отличие от любого другого обучения способствует не только

формированию у учащихся необходимой системы знаний, умений и навыков, но и

достижению высокого уровня умственного развития школьников, развитию у них

способности к самообучению, самообразованию. Обе эти задачи могут быть

реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку

усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности

учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач. Нужно

отметить еще одну из важных целей проблемного обучения: формирование особого

стиля умственной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности

учащихся [1].

См.: Кудрявцев Т. В. Психология творческого мышления. - М., 1975. - С. 200-201.

Проблемное обучение в общем виде состоит в следующем: перед учащимися ставится

проблема, и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно

исследуют пути и способы ее решения, т.е. строят гипотезу, намечают и обсуждают

способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты,

наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают. Это, например,

задачи на самостоятельное "открытие" правил, законов, формул, теорем,

самостоятельное выведение закона физики, правила правописания, математической

формулы, открытие способа доказательства геометрической теоремы и т.д.

Учитель при этом подобен опытному дирижеру, организующему исследовательский

поиск. В одном случае он может сам с помощью учащихся вести этот поиск. Поставив

проблему, учитель вскрывает путь ее решения,