Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

затем

единым основанием обучения детей общему способу выделения и написания всех

орфограмм.

Таким образом, младшие школьники с самого начала усваивают теоретические основы

русского письма и овладевают орфографическими умениями. Они рассматривают букву

как знак фонемы, а не звука. Фонема - это та единица звукового строя языка,

которая выполняет функцию отождествления и развития его значащих единиц (морфем)

и которая реализуется не в отдельном звуке, а в системе позиционно чередующихся

звуков. Буква выступает для детей как средство реализации при письме того

отношения между значением морфемы и ее фонемной формы, которое в устной речи

реализуется посредством звуков. Выделение и первоначальный анализ этого

отношения, вне которого невозможно понять природу русского письма, должны

составлять содержание первых учебных задач, решаемых младшими школьниками.

Данный пример показывает, что для формирования полноценной учебной деятельности

у младших школьников необходимо, чтобы они систематически решали учебные задачи.

При их решении они находят общий способ подхода ко многим частным задачам,

которые в последующем выполняются как бы с ходу и сразу правильно.

Учебная задача решается посредством системы действий. Первое из них - принятие

учебной задачи, второе - преобразование ситуации, входящей в нее. Задача

нацелена на поиск генетически исходного отношения предметных условий ситуации,

ориентация на которое служит всеобщим основанием последующего решения всех

остальных задач. С помощью других учебных действий школьники моделируют и

изучают это исходное отношение, выделяют его в частных условиях, контролируют и

оценивают.

Усвоение теоретических знаний посредством соответствующих действий требует

ориентации на существенные отношения изучаемых предметов, что предполагает

выполнение анализа, планирования и рефлексии содержательного характера. Поэтому

при усвоении теоретических знаний возникают условия развития именно этих

мыслительных действий как важных компонентов теоретического мышления [1].

1 См.: Зак А. 3. Развитие теоретического мышления у младших школьников. - М.,

1984.

Носитель учебной деятельности - ее субъект. Младший школьник в этой роли

выполняет учебную деятельность первоначально вместе с другими и с помощью

учителя. Развитие субъекта происходит в самом процессе становления этой

деятельности, когда школьник постепенно превращается в учащегося, т.е. в

ребенка, изменяющего и совершенствующего самого себя. Для этого он должен знать

о своих ограниченных возможностях в чем-либо, стремиться и уметь преодолевать

свою собственную ограниченность. Это означает, что ребенок должен рассматривать

основания своих собственных действий и знаний, т.е. рефлексировать.

Приобретение ребенком потребности в учебной деятельности, соответствующих

мотивов способствует усилению желания учиться. Именно желание и умение учиться

характеризуют младшего школьника как субъекта учебной деятельности.

Первоначально младшие школьники выполняют учебную деятельность совместно,

поддерживают друг друга в принятии и решении задачи, проводят обсуждение путей

поиска. Именно в этих ситуациях и возникают зоны ближайшего развития. Иными

словами, на первых этапах учебная деятельность выполняется коллективным

субъектом. Постепенно ее начинает самостоятельно осуществлять каждый,

становящийся индивидуальным субъектом этой деятельности [1].

1 См.: Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск, 1993.

Концепция развивающего обучения В. В.Давыдова и Д. Б.Эльконина нацелена прежде

всего на развитие творчества как основу личности. Именно этот тип развивающего

обучения они противопоставляют традиционному. Нужно отметить, что многие

положения этой концепции получили подтверждение в процессе длительной

экспериментальной работы. Ее развитие и апробация продолжаются и в настоящее

время. Однако эта концепция пока недостаточно реализуется в массовой

образовательной практике.

Концепция поэтапного формирования умственных действий была разработана на основе

соответствующей теории П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной. Ее можно представить в

виде ряда этапов.

Первый этап предполагает актуализацию соответствующей мотивации учащегося,

предварительное ознакомление с целью действия, так как только в том случае,

когда цель задания совпадает с мотивом, можно считать действия деятельностью.

Второй этап связан с осознанием схемы ориентировочной основы деятельности

(действия). Учащиеся предварительно знакомятся с характером деятельности,