Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

путь развития детей. Построение учебных предметов должно

предполагать формирование у школьников теоретического мышления, которое имеет

свое особое, отличное от эмпирического, содержание.

В основе развивающего обучения школьников, по мнению В.В.Давыдова и

Д.Б.Эльконина, лежит теория формирования учебной деятельности и ее субъекта в

процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа,

планирования и рефлексии. В этой теории речь идет не об усвоении человеком

знаний и умений вообще, а именно об усвоении, происходящем в форме специфической

учебной деятельности. В процессе ее осуществления школьник овладевает

теоретическими знаниями. Их содержание отражает происходящее, становление и

развитие какого-либо предмета. При этом теоретическое воспроизведение реального,

конкретного как единства многообразия осуществляется движением мысли от

абстрактного к конкретному.

Приступая к овладению каким-либо учебным предметом, школьники с помощью учителя

анализируют содержание учебного материала, выделяют в нем некоторое исходное

общее отношение, обнаруживая вместе с тем, что оно проявляется во многих других

частных случаях. Фиксируя в знаковой форме выделенное исходное общее отношение,

они создают содержательную абстракцию изучаемого предмета.

Продолжая анализ учебного материала, учащиеся раскрывают с помощью учителя

закономерную связь этого исходного отношения с его различными проявлениями и тем

самым получают содержательное обобщение изучаемого предмета. Затем учащиеся

используют содержательные абстракции и обобщения для последовательного создания

с помощью учителя других, более частных абстракций и объединяют их в целостном

учебном предмете. В этом случае они превращают исходные мыслительные образования

в понятие, которое служит в дальнейшем общим принципом их ориентации во всем

многообразии фактического учебного материала.

Такой путь усвоения знаний имеет две характерные черты. Во-первых, мысль

учащихся целенаправленно движется от общего к частному. Во-вторых, усвоение

направлено на выявление учащимися условий происхождения содержания усваиваемых

ими понятий.

Например, еще в начальной школе дети получают представление о распространенных

растениях своей местности - о деревьях и кустарниках леса, парка, сада, об

овощных и полевых культурах, учатся различать их по внешним признакам, узнают,

как человек использует их. Это первая ступень ознакомления с растительным миром,

результатом которой является познание чувственно-конкретного. После этого дети

приступают к детальному изучению отдельных органов цветкового растения, их

строения и функций. На этой ступени познания формируются абстракции, отражающие

отдельные стороны целого, - строение, функции и закономерности жизни семени,

корня, стебля, листа, цветка. Цветковое растение здесь вырвано из общей

естественной связи с другими группами растений и рассматривается статично, вне

филогенеза. На следующем этапе, опираясь на ранее сформированные абстракции,

теоретически воспроизводится конкретно весь растительный мир в его историческом

развитии. Это уже не чувственно-конкретное, а понятийно-конкретное,

воспроизведенное на основе абстракций и познавательных закономерностей.

Ознакомление с ведущими теоретическим положениями должно быть приближено к

началу изучения предмета. Факты легче усваиваются, если они изучаются

соотносительно с теоретическими идеями, группируются и систематизируются с их

помощью.

Описанная общая психологическая характеристика процесса восхождения от

абстрактного к конкретному становится понятнее, если обратиться к конкретному

примеру.

Одна из основных задач обучения русскому языку в начальной школе - формирование

у школьников орфографических умений и навыков, которая обычно решается плохо.

Причина этого, по мнению В.В.Давыдова, в том, что материал по орфографии

воспринимается не в своей специфической системе, а в виде изолированных правил,

понятий, в результате чего дети не осознают основных закономерностей русской

орфографии, системности ее понятий и правил.

Основанием обучения младших школьников русскому правописанию, по его мнению,

является фонематический принцип русской орфографии. С этим принципом связана

общая закономерность русской орфографии, согласно которой одни и те же буквы

алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменениях. Использование этого

принципа предлагает формирование у школьников понятия фонемы в ее слабой и

сильной позиции (безударные и ударные гласные), которое может служить