Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

младших школьников умений и навыков. В системе обучения

Л. В. Занкова формирование навыков происходит на основе полноценного общего

развития, на базе глубокого осмысления соответствующих понятий, отношений,

зависимостей.

Принцип осознания школьниками процесса учения вытекает из общепринятого

дидактического принципа сознательности. Л. В. Занков, анализируя различные его

трактовки (С. В. Иванова, М. Н. Скаткина, Н. Г. Казанского, И. И. Ганелина и

др.), подчеркивал важность понимания учебного материала, умения применять

теоретические знания на практике, признавал необходимость овладения

мыслительными операциями (сравнения, анализа, синтеза, обобщения), важность

позитивного отношения школьников к учебному труду. Все это, по мнению

Л.В.Занкова, необходимо, но не достаточно. Важным условием развития школьника

является то обстоятельство, что процесс овладения знаниями и навыками выступает

объектом его осознания.

Согласно традиционной методике, при прохождении таблицы умножения применяются

разные приемы, способствующие ее заучиванию. Это позволяет сократить сроки ее

изучения и устранить многие трудности. По системе Л.В.Занкова учебный процесс

строится так, чтобы школьник уяснил себе основания расположения материала,

необходимость заучивания определенных его элементов.

Особое место в его системе занимает принцип целенаправленной и систематической

работы по развитию всех учащихся, в том числе и наиболее слабых. Л.В.Занков

объяснял это тем, что на слабых учеников обрушивается лавина тренировочных

упражнений. Согласно традиционной методике эта мера необходима для преодоления

неуспеваемости школьников. Опыт Л. В. Занкова показал обратное: перегрузка

неуспевающих тренировочными заданиями не способствует развитию детей. Она лишь

увеличивает их отставание. Неуспевающие не меньше, а более других учеников

нуждаются в том, чтобы велась систематическая работа по их развитию.

Эксперименты показали, что такая работа приводит к сдвигам в развитии слабых

учеников и к лучшим результатам в усвоении знаний и навыков.

Рассмотренные принципы были конкретизированы в программах и методиках обучения

грамматике, чтению, математике, истории, природоведению и другим предметам.

Предложенная Л. В. Занковым дидактическая система оказалась эффективной для всех

этапов процесса обучения. Однако, несмотря на ее продуктивность в развитии

школьника, она остается до настоящего времени нереализованной концепцией. В

1960- 1970-е гг. попытки ее внедрения в массовой школьной практике не дали

ожидаемых результатов, так как учителя оказались неспособными обеспечить новые

программы соответствующими технологиями обучения.

Ориентация школы в конце 1980-х - начале 1990-х гг. на личностно-развивающее

обучение привела к возрождению этой концепции.

Концепция содержательного обучения. В 1960-е гг. был создан научный коллектив

под руководством психологов В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина, который пытался

установить роль и значение младшего школьного возраста в психическом развитии

человека. Было выявлено, что в современных условиях в этом возрасте можно решать

специфические образовательные задачи при условии развития у учащихся абстрактно- теоретического мышления и произвольного управления поведением [1].

1 См.: Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.

Исследованиями было также установлено, что традиционное начальное образование не

обеспечивает полноценного развития большинства младших школьников. Это означает,

что оно не создает в работе с детьми необходимых зон ближайшего развития, а

тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникли и

начали развиваться еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение,

эмпирическое мышление, утилитарная память и т.п.). Отсюда следует, что обучение

должно быть направлено на создание необходимых зон ближайшего развития, которые

превращались бы со временем в психические новообразования.

Такое обучение ориентировано не только на ознакомление с фактами, но и на

познание отношений между ними, установление причинно-следственных связей, на

превращение отношений в объект изучения. Исходя из этого, В.В.Давыдов и

Д.Б.Эльконин свою концепцию развивающего обучения связывают прежде всего с

содержанием учебных предметов и логикой (способами) его развертывания в учебном

процессе.

С их точки зрения, ориентация содержания и методов обучения преимущественно на

формирование у школьников основ эмпирического мышления в начальной школе - не

самый эффективный