Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

методы и приемы, а "проверка правомерности и эффективности

самих принципов дидактической системы".

Основу системы обучения по Л. В. Занкову составляют следующие взаимосвязанные

принципы:

обучение на высоком уровне трудности; быстрый темп в изучении программного материала; ведущая роль теоретических знаний; осознание школьниками процесса учения; целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая и

наиболее слабых.

Принцип обучения на высоком уровне трудности характеризуется, по мнению Л. В.

Занкова, не столько тем, что превышается "средняя норма" трудности, а прежде

всего тем, что раскрываются духовные силы ребенка, дается им простор и

направление [1]. При этом он имел в виду трудность, связанную с познанием

сущности изучаемых явлений, зависимостей между ними, с подлинным приобщением

школьников к ценностям науки и культуры.

1 См.: Занков Л. В. Избранные педагогические труды. - М., 1990. - С. 102.

Наиболее существенное здесь заключается в том, что усвоение определенных знаний

становится в одно и то же время как достоянием школьника, так и очередной

ступенью, обеспечивающей переход на более высокую ступень развития. Обучение на

высоком уровне трудности сопровождается соблюдением меры трудности, которая

имеет относительный характер.

Например, в программу для III класса включена тема "Значение падежей имен

существительных (приглагольных). Некоторые основные значения". Эта тема

достаточно высокого уровня трудности для данного возраста, но ее изучение

стимулирует развитие мышления школьников. До этой темы они изучили первое,

второе и третье склонения существительных и уже знакомы с окончаниями

существительных, относящихся к разным типам склонения, но стоящих в одном и том

же падеже. Теперь учащиеся должны отвлечься от различий, которые характерны для

всех типов склонения, и осмыслить значение того или иного падежа в обобщенной

форме. Так, беспредложный творительный падеж, зависящий от глагола, показывается

в наиболее типичном для него значении орудия или средства, при помощи которого

производится действие (рубить топором, рисовать кистью, писать ручкой и т.п.).

Такое обобщение и представляет собой переход к более высокому уровню мышления.

Этот принцип своеобразно реализуется в системе обучения учителя-новатора С.

Н.Лысенковой [2].

2 См.: Занков Л. В. Дидактика и жизнь. - М., 1968.

С принципом обучения на высоком уровне трудности органично связан другой

принцип: при изучении программного материала нужно идти вперед быстрым темпом.

Это предполагает отказ от однообразного повторения пройденного. При этом самое

важное - непрерывное обогащение школьников все новыми и новыми знаниями. Однако

нельзя смешивать этот принцип с поспешностью в учебной работе, не следует

стремиться также к большому количеству заданий, выполняемых школьниками. Важнее

обогащение ума школьника разносторонним содержанием и создание благоприятных

условий для глубокого осмысления получаемой информации.

Действенным средством, позволяющим идти быстрым темпом и сильным и слабым

учащимся, является применение дифференцированной методики, специфика которой

состоит в том, что одни и те же вопросы программы различные ученики проходят с

неодинаковой глубиной.

Следующий принцип системы Л.В.Занкова - ведущая роль теоретических знаний уже в

начальной школе, которые выступают ведущим средством развития школьников и

основой овладения умениями и навыками. Этот принцип был выдвинут в противовес

традиционным представлениям о конкретности мышления младших школьников,

поскольку современная психология не дает основания для такого вывода. Напротив,

экспериментальные исследования в области педагогической психологии, не отрицая

роли образных представлений учащихся, показывают ведущую роль теоретических

знаний при начальном обучении (Г. С.Костюк, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.).

Младшие школьники способны к усвоению терминов, которые нельзя рассматривать как

простое заучивание определений. Овладение научным термином - важное условие

правильного обобщения и, следовательно, формирования понятия.

Теоретические знания не исчерпываются терминами и определениями. Большое место в

обучении младших школьников занимает усвоение зависимостей, законов (например,

переместительный закон сложения, умножения в курсе математики, закономерности

сезонных изменений в жизни растений и животных в естествознании и др.).

Данный принцип имеет место при изучении всех предметов. Но он не снижает

значения формирования у