Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

является необходимым условием реализации идеи

самоуправления в обучении.

Принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности требует учета

в его организации реальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных и

эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и

психическом здоровье. Реализация этого принципа связана и с учетом уровня

развития познавательной сферы обучаемых.

Однако обучение не должно быть излишне легким. В нем должна быть соблюдена мера

психической напряженности и неопределенности, необходимая для поддержания у

учащихся интеллектуального и энергетического тонуса, активности и интенсификации

поисковых действий, связанных с преодолением учебных трудностей.

Рассматриваемый принцип предполагает построение учебного процесса таким образом,

чтобы у учащихся появлялось желание преодолеть трудности и пережить радость

успеха, достижения. Это помогает им снять повышенную тревожность и неуверенность

в успехе при решении учебных задач.

Возникающие субъективные трудности обучения не должны быть результатом

недостаточного профессионализма педагога или его неорганизованности. Опытный

педагог заботится о подборе и постепенном усложнении учебных задач, понимая, что

обучаемый может легко разувериться в своих способностях и возможностях и

отказаться от выполнения кажущихся ему невозможными заданий. Это требует не

приблизительного, а точного знания возрастных и индивидуальных особенностей

учащихся, имеющегося у них опыта решения задач определенного типа.

Приходится считаться и с тем, что возможности обучаемых могут не только

возрастать в процессе обучения, но и временно снижаться из-за усталости,

развивающейся обычно к концу полугодия. Порой усугубляют это ошибки в

планировании учебного процесса. Практика показывает, что в отдельные недели

происходит суммирование учебных трудностей, каждая из которых в отдельности

доступна, а вместе взятые они вызывают стрессовую ситуацию.

Принцип доступности обучения требует осмысления проблемы трудности и объема

учебного материала, подлежащего усвоению. Его трудность определяется степенью

предсказуемости или непредсказуемости последующего элемента, а объем -

количеством относительно самостоятельных элементов. Вот почему реализация

доступности обучения во многом зависит от уровня методической подготовленности

педагога, от его умения обоснованно построить изучение основных понятий и

категорий с целью их последующего углубления и категоризации мышления. В то же

время нельзя согласиться с утверждением известного американского педагога и

психолога Дж.Брунера о том, что нет трудного материала, а есть трудные методики

преподавания и что любой материал можно преподнести в доступной форме (например,

элементы высшей математики в начальной школе).

При предъявлении недоступного для усвоения учебного материала снижается

мотивация учения, ослабевает произвольность психических процессов, падает

работоспособность, быстрее наступает утомление. Вместе с тем чрезмерное

упрощение материала тоже снижает интерес к учению, не способствует формированию

ответственного отношения к нему, не содействует развитию личности. Обучение,

оставаясь доступным, должно вызывать интеллектуальные, нравственные и физические

усилия.

Традиционная дидактика в целях обеспечения доступности при изложении учебного

материала и организации учебной деятельности рекомендует идти от простого к

сложному, от конкретного к абстрактному, от известного к неизвестному, от фактов

к обобщениям и т.п. Однако этот же принцип, но в другой дидактической системе

реализуется не с простого, а с общего, не с близкого, а с главного, не с

элементов, а со структуры, не с частей, а с целого (В.В.Давыдов).

Одним из важнейших положений, лежащих в основе организации процесса обучения,

является принцип наглядности. Я.А. Коменский называл его "золотым правилом"

дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы

чувств человека. Он отмечал, что "если мы намерены насаждать в учащихся истинные

и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи

личного наблюдения и чувственной наглядности" [1].

1 Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1955. - С. 302-

Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что

изучается, значительно повышает уровень усвоения. Так, эффективность слухового

восприятия информации составляет 15 %, зрительного - 25 %, а их одновременное

включение в процесс