Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

на общности интересов и отношениях доверия,

сотрудничества, взаимной помощи. В коллективе личность развивается и проявляет

себя благодаря действию механизмов персонализации, референтности, отраженной

субъектности, каждый из которых оказывается задействованным в процессе

группового обучения.

Коллектив воспроизводит существенные характеристики и особенности, присущие

социальной системе, и на их основе формирует содержание индивидуального

сознания. В этой связи в

учебном коллективе усваиваются социальные нормы общения, поведения,

деятельности, формируются умения и навыки совместной деятельности. Коллектив

дает возможность каждому учащемуся репрезентировать себя в значимых для него

отношениях, изменять свой статус в среде сверстников, проявлять эмоциональную

идентификацию и ценностно-ориентационное единство. Индивидуальность имеет

тенденцию усиливать себя за счет взаимодействия, которое характеризуется

единством с другими людьми.

Традиционное обучение в своей основе является групповым, так как оно

организуется для учебных групп до 30 - 40 человек, а проведение лекций - для

целых "потоков" курса, факультета (до 100 - 300 человек). Последнее обусловлено

экономией средств, затрачиваемых на образование, но дидактически это не

оправдано.

Групповое обучение, отражая общность интересов обучаемых, создает условия для

диалога, обеспечивает совместный поиск наиболее продуктивных способов решения

задач, создает условия для проявления взаимопомощи, повышает чувство

ответственности, социальную и личностную значимость при благоприятных

обстоятельствах учения. Групповая форма обучения, побуждая и формируя

коллективизм, является приоритетной для его организации в образовательных

учреждениях.

Задача учителя (преподавателя) состоит в использовании психологических

механизмов, функционирующих в условиях коллективной учебной деятельности. Для

этого поощряются те учащиеся, которые проявляют стремление учиться, даже если их

достижения на данном этапе обучения намного ниже показателей успешности обучения

более способных учеников. Это помогает им завоевать авторитет у сверстников,

освободиться от статуса неуспевающих, отстающих, а главное, поверить в себя, в

свои возможности, "стать как все".

Кроме того, в коллективной учебной деятельности создаются условия для

персонализации успешных учеников, статус которых несмотря на это зачастую бывает

не очень высоким из-за других причин (физические недостатки, которые являются

особенно аффектирующими для подростков и старших школьников; заниженная

самооценка, вызванная неприятием себя, своей внешности, своих психических или

личностных параметров).

Не меньшее значение имеет возможность получить в процессе группового общения

опыт оценки и взаимооценки, необходимый для структурирования и обобщения личного

опыта, складывающегося в значительной мере из ситуаций успешной и неуспешной

учебной деятельности. Впоследствии личный опыт становится главным фактором

развития рефлексии или рефлексирующего самосознания, лежащего в основе

личностных новообразований на всех этапах онтогенетического развития.

Обучение, однако, не может быть успешным, если игнорируются индивидуальные

особенности обучаемых, трудности, испытываемые каждым, различия в темпе и

степени усвоения материала и др. Это означает, что наряду с групповыми формами

обучения следует применять и индивидуальное обучение. При этом важно достигать

оптимального сочетания коллективной и индивидуальной работы обучаемых. Новации

предшествующих десятилетий были связаны с поисками путей индивидуализации

обучения: разработка идей программированного обучения, его компьютеризация и

увеличение времени на самостоятельную работу. Формами индивидуализации обучения

являются индивидуализированные творческие учебные задания, индивидуальные

консультации и собеседования, самостоятельная учебная работа, оказание

индивидуальной помощи обучаемым и др.

Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых

предполагает реализацию возрастного и индивидуального подходов.

Возрастной подход предусматривает знание уровней актуального психического и

личностного развития, воспитанности и социальной зрелости обучаемых.

Эффективность учебной деятельности снижается, если предъявляемые требования и

организационные структуры обучения отстают от возрастных возможностей учащихся

или не соответствуют им.

Каждому возрастному этапу развития соответствуют определенные сдвиги в

психическом и личностном развитии.