Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

предполагает построение определенной системы и

последовательности процесса обучения, так как сложные задачи не могут быть

решены до изучения более простых. Систематичность и последовательность позволяют

прогнозировать темп усвоения того или иного учебного материала, их

сопоставимость и ценность. К.Д.Ушинский считал, что "только система, конечно

разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над

нашими знаниями" [1].

1 Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1950. - Т. 5. - С. 355. 2

Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1955. - С. 257.

Последовательность и систематичность в обучении позволяют разрешить противоречие

между необходимостью формирования системы знаний, умений и навыков по предметам

и формированием целостного концептуального видения мира. Прежде всего это

обеспечивается системным построением программ и учебников и установлением

межпредметных и внутрипредметных связей.

Развитие системного подхода к обучению позволило более четко структурировать

учебный материал, создать комплекты учебных и наглядных пособий по изучаемым

учебным предметам. Системное структурирование требует вычленения в изучаемом

материале ведущих понятий и категорий, установления их связей с другими

понятиями и категориями (причинных, функциональных и др.), раскрытия их

генезиса.

Наличие многопредметности, различных видов обучающих практик вызывает

необходимость их иерархизации, т.е. выстраивания в зависимости от степени

сложности. Поэтому процесс обучения должен проводиться строго последовательно, с

соблюдением правила идти "от незнания к знанию, от неумения к умению". Об этом

образно писал Я. А. Коменский: "Природа не делает скачков, а идет вперед

постепенно... Так подвигается вперед и тот, кто строит дом. Он начинает не с

крыши и не со стен, а с фундамента. А заложив фундамент, не покрывает его

крышей, а воздвигает стены. Словом, как в природе все сцепляется одно с другим,

так и в обучении нужно связывать все одно с другим именно так, а не иначе..."

[2].

Последовательность в обучении обеспечивает доступность учебного материала,

прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие

познавательных возможностей обучаемых. Она реализуется:

в научно обоснованном построении плана изучения учебных дисциплин и структурно- логических схем их прохождения; в психологически и педагогически выверенном распределении учебного материала по

каждой учебной дисциплине; в прохождении тем учебного материала в определенном порядке; в обоснованных действиях педагогов по развитию различных личностных качеств.

Существуют зависимые и независимые друг от друга учебные дисциплины, курсы и

формируемые ими знания, умения и навыки. Зависимые можно разделить на

последовательно и параллельно изучаемые. Первые должны изучаться так, чтобы одни

предшествовали другим. Параллельные надлежит изучать одновременно. При линейном

их изучении разрывается по времени то, что должно восприниматься и усваиваться

обучаемыми как единое целое. Учебный материал при этом плохо запоминается, слабо

связывается в сознании, увеличиваются затраты времени на усвоение.

Взаимозависимые курсы должны изучаться параллельно, т.е. только одновременно и

взаимосвязанно, со строгой синхронностью.

В образовательной практике принцип преемственности, последовательности и

систематичности реализуется в процессе тематического планирования, когда педагог

намечает последовательность изучения отдельных разделов, тем, вопросов, отбирает

содержание, намечает систему уроков и других форм организации процесса обучения,

планирует усвоение, повторение, закрепление и формы контроля. При поурочном

планировании учитель располагает содержание темы таким образом, чтобы исходные

понятия изучались ранее, а тренировочные упражнения следовали бы за изучением

теории.

Принцип единства группового и индивидуального обучения предполагает их

оптимальное сочетание. Этот принцип обусловлен тем, что индивид становится

личностью благодаря, с одной стороны, его общению и взаимодействию с другими

людьми, а с другой - своему стремлению к обособлению. Отражая специфически

человеческую потребность в "другом", общение представляет собой особый вид

деятельности, в процессе которой возникают представление и понятие о другом

человеке. Общение, взаимодействие и обособление обеспечивают социализацию и

развитие личности.

Наилучшие условия для этого создает учебный коллектив как специфическая форма

социальной организации, основанная