Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

реалистического образа.

Принцип научности имеет отношение и к методам обучения. В соответствии с ним

педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие у учащихся

познавательной активности, креативного и дивергентного мышления, творчества,

ознакомление их со способами научной организации учебного труда. Этому

способствуют использование проблемных ситуаций, в том числе ситуаций личностного

выбора, специальное обучение умению наблюдать явления, фиксировать и

анализировать результаты наблюдений, вести научную дискуссию, доказывать свою

точку зрения, работать с учебной и научной литературой.

Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности единства обучения и

воспитания в целостном педагогическом процессе. Этот принцип предполагает

формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной,

правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения.

Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием и, прежде

всего, с развитием креативности индивидуальных познавательных способностей с

учетом интересов обучаемых.

Воспитывающий эффект в обучении зависит от содержания образования, его

разносторонности, гуманитарной направленности и научности. Усвоение учебного

материала развивает не только познавательную сферу обучаемых, но и формирует у

них навыки учебного труда, такие личностные свойства, как организованность,

самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, деловитость, требовательность к себе

и другим, дисциплинированность.

К.Д.Ушинский отмечал, что "ученье есть труд и должно остаться трудом, но трудом,

полным мысли, так, чтобы самый интерес учения зависел от серьезной мысли, а не

от каких-то не идущих к делу прикрас" [1].

1 Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1950. - Т. 5. - С. 27.

Существенное воспитывающее влияние оказывает личность педагога, если она

является референтной для учащихся. Последнее обусловлено отношением к детям и к

педагогической деятельности, его эрудицией и уровнем профессионализма.

Принцип воспитывающего обучения предполагает уважительное отношение к личности

обучаемого и одновременно разумную требовательность к нему, так как это является

одним из условий реализации гуманистического подхода в образовании.

Требовательность, не основанная на уважении, вызывает недовольство и

агрессивность в отношениях между учащимися и учителем. Доброжелательность без

требовательности приводит к нарушению дисциплины, неорганизованности,

непослушанию обучаемых. Требовательность является своеобразной мерой уважения к

личности. А. С. Макаренко подчеркивал, что к человеку нужно предъявлять как

можно больше требований, но вместе с тем и как можно больше уважения.

Воспитательный потенциал требовательности возрастает, если она объективно

целесообразна, продиктована потребностями процесса обучения, задачами развития

личности. Требовательность, какой бы оправданной и справедливой она ни была, не

принесет пользы, если она нереалистична, невыполнима, если она не рассчитана на

достигнутый и заданный уровень развития личности ученика.

Реализация принципа воспитывающего обучения предполагает опору на сильные

стороны обучаемых. Это обусловлено тем, что обучаемые не одинаковы по уровню

воспитанности. В этой связи многократное подчеркивание их недостатков может

снизить их самооценку и уровень притязаний вместо позитивных сдвигов в

личностном и интеллектуальном развитии. Появление детей-аутсайдеров и детей с

девиантным и делинквентным поведением имеет в качестве одной из причин недоверие

учителя к ученику, излишний критицизм и его отвержение.

Выявляя в ученике положительное и опираясь на это положительное, делая ставку на

доверие, педагог авансирует уровень достижений и направляет развитие личности.

Когда ученик овладевает новыми формами поведения и деятельности, добивается

ощутимого успеха в работе над собой, переживает радость, внутреннее

удовлетворение - это укрепляет его уверенность в своих силах, побуждает к

личностному росту. А. С. Макаренко считал, что к человеку надо подходить с

оптимистической гипотезой даже в том случае, если есть риск ошибиться.

Воспитывающий потенциал обучения возрастает, когда наблюдается согласованность в

стратегиях и тактиках учителей-предметников, воспитателей, администрации

образовательного учреждения и родителей. Если воспитательные воздействия в

процессе обучения будут несбалансированными, негармонизированными, а

разнонаправленными, а иногда и противоположными,