Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

являющимся

следствием новых социальных условий, сложившейся образовательной ситуации,

изменившихся возможностей развития личности.

Так, произошедшие изменения в экономической, политической и культурной жизни

России обусловили возникновение не только нового социального контекста жизни и

деятельности человека, но и привели к резкой смене общественных ценностей и

установок, востребовали ранее непопулярные качества личности (предприимчивость,

деловитость, социальную смелость и др.). Это потребовало изменения содержания и

технологий образования. Выявление противоречий в обучении, явившихся следствием

названных социальных перемен, и способов их разрешения относится к числу

наиболее актуальных задач теории обучения, так как их затяжной характер

сказывается на снижении эффективности обучения.

В процессе обучения довольно отчетливо проявляется действие закона перехода

количественных накоплений в качественные изменения. Все интегративные личностные

характеристики представляют собой результат постепенного накапливания,

наращивания количественных изменений. К ним относятся убеждения, ценностные

ориентации, мотивы, установки, потребности личности, индивидуальный стиль

деятельности, умения и навыки. Целенаправленное, последовательное и планомерное

решение учебных задач не сразу обнаруживает свою результативность, а лишь по

прошествии определенного времени. В результате многократно повторенных действий,

упражнений то или иное качество проявляется как устойчивое личностное

образование.

Переход количества в качество происходит по механизму отрицания отрицания, т.е.

диалектического "снятия", сохранения существенных свойств и признаков на

последующих этапах развития. Так, личностные и психические новообразования

вбирают в себя все ранее накопленное человеком. Интегративные качества,

прогрессивные устремления и новые формы жизнедеятельности "отрицают" ранее

сложившиеся. Наглядное проявление периодических диалектических снятий имеет

место при переходе от одного способа решения задач к другому, когда снятие

обеспечивается переходом к более сложным видам учебной деятельности, в которых и

разрешаются характерные для процесса обучения противоречия.

Действие механизма отрицания проявляется, например, в процессе формирования

учебных навыков, когда на основе многократных повторений отдельные действия

складываются в систему, выражая сложный навык устного счета, грамотного письма,

выразительного чтения и т.п.

Научно обоснованное построение процесса обучения требует обращения к

диалектическим категориям, выполняющим самостоятельные познавательно- преобразовательные функции. Так, категории части и целого ориентируют на

преодоление функционализма в обучении, на учет того, что отдельные

педагогические воздействия не являются достаточными для целостного развития

личности.

Категории общего, особенного и единичного требуют определения соотношения

общечеловеческого, национального и индивидуального в отборе содержания

образования, его направленности на формирование этнических эталонов, ментальных

характеристик, индивидуальных склонностей и способностей личности, а также учета

общих и специфических условий функционирования той или иной системы обучения.

Большое значение для организации и осуществления процесса обучения имеет

категория меры. Прежде всего она вводит в теорию и практику обучения принцип

оптимальности, или меры, в отборе содержания, методов, форм и способов

педагогических воздействий.

Категории сущности и явления обусловливают необходимость выявления внутренних

характеристик процесса обучения и всего диапазона его особенностей, в своей

совокупности характеризующих обучение как педагогический процесс.

Единство содержания и формы в процессе обучения находит свое выражение в

адекватности содержания образования видам и формам учебной деятельности, в

соответствии методов обучения его техническому оснащению и т.д.

Категория необходимости требует построения учебного процесса в соответствии с

закономерностями обучения, возрастного и индивидуального развития. Не менее

значимой является и категория случайности, которая связана с учетом явления

стохастичности в обучении, в соответствии с которым одно и то же педагогическое

воздействие предполагает вариативность ответных реакций обучаемых, не всегда

адекватных замыслу педагога.

Специфическое проявление в обучении имеет категория времени, позволяющая

различать учебное, психологическое и астрономическое время. Эти различия

обусловлены субъективным