Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

алгоритм характеризуют следующие черты:

детерминированность (решение по алгоритму строго направленно, полностью

управляемо, не допускает произвольных действий); массовость (в качестве исходных

данных берется большое количество заданий); результативность (направлены на

получение фиксированного результата).

Деятельность учителя по алгоритмизации деятельности учащихся, т.е. разделения ее

на ряд взаимосвязанных элементов, состоит из следующих операций:

выделить условия, необходимые для осуществления обучающих действий; выделить сами обучающие действия; определить способ связи обучающих и учебных действий.

Алгоритмизация обучения увеличивает удельный вес самостоятельной работы учащихся

и способствует совершенствованию управления учебным процессом, вооружает

учащихся средствами управления своими мыслительными и практическими действиями.

Современные тенденции развития образования, в том числе связанные с расширением

сети частных, в значительной мере элитарных, школ, обусловливают становление как

самостоятельного вида дифференцированного и индивидуального обучения.

Вопросы и задания

1. Как связаны между собой процессы познания и обучения? В чем их сходство и

различие? 2. Каковы движущие силы (основные противоречия) процесса обучения? 3. Дайте характеристику основных функций процесса обучения. 4. Раскройте особенности структуры деятельности учителя и деятельности учащихся

в процессе обучения. 5. Какова логика учебного процесса и каков механизм процесса усвоения знаний? 6. Назовите основные виды обучения и их характерные черты.

Литература для самостоятельной работы

Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. - М.,

1977. - Гл. 1. Баранов СП. Сущность процесса обучения. - М., 1986. Брунер Дж. Психология познания. - М., 1977. Загвязинский В. И. Противоречия процесса обучения. - Свердловск 1972. Ильясов И. И. Структура процесса обучения. - М., 1986. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения: (Методологический

анализ). - М., 1977. Дидактика средней школы / Под ред. М.П.Скаткина. - М., 1982. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1975. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В.

Краевского, И.Я.Лернера. - М., 1989. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. - М., 1999.

ГЛАВА 11 ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

§ 1. Закономерности обучения

Образование как целостное явление - одна из наиболее значимых подсистем

общества, поэтому его законы, как и законы общества, не есть результат

проявления какой-то внешней силы, они являются продуктом его внутренней

самоорганизации. В силу этого педагогический закон - это категория, обозначающая

объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи

между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие

механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.

Анализ работ по теории обучения свидетельствует о том, что в них понятие "закон"

используется редко, чаще всего оно отождествляется с понятием "закономерность".

Однако в философии закономерность - это более широкое по объему понятие, чем

"закон". Закономерность рассматривается как результат совокупного действия

множества законов, поэтому она выражает многие связи и отношения, тогда как

закон однозначно отражает определенную связь, отношение. Изучение

закономерностей обучения поэтому - это поиск общих тенденций развития и

функционирования педагогических (дидактических) систем.

Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его

условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию

решения целей обучения. Такая стратегия обычно обозначается термином подход

(например, индивидуальный подход, проблемный подход и т.д.). Подход в педагогике

- это совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания.

При этом, как считает В. И. Загвязинский, каждый принцип регулирует разрешение

конкретных противоречий, возникающих в процессе обучения, а их взаимодействие -

разрешение основных его противоречий.

В обучении находят свое проявление всеобщие законы диалектики. Прежде всего, в

силу противоречивого характера процесса обучения, в нем имеет место действие

закона единства и борьбы противоположностей. Противоречия в обучении возникают и

проявляются в том случае, если есть несоответствие традиционных, устоявшихся

представлений и взглядов на процесс обучения современным требованиям,