Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

операции: анализ и синтез, сравнение и сопоставление,

классификация и систематизация и др. Осмысление учебного материала

сопровождается формированием у учащихся определенных отношений к нему, понимания

его социального, в том числе практического, значения и личностной значимости.

Осмысление непосредственно перерастает в процесс обобщения знаний.

Обобщение характеризуется выделением и систематизацией общих существенных

признаков предметов и явлений. Это более высокая по сравнению с осмыслением

ступень абстрагирования от конкретного, момент перехода от уяснения смысла к

определению понятия. Научные понятия всегда абстрактны, поскольку в них

фиксируется отвлечение от конкретных предметов и явлений. Оперирование научными

понятиями на этапе обобщения знаний приводит к установлению связей между ними, к

формированию суждений. А сопоставление суждений приводит к умозаключениям, к

самостоятельным выводам и доказательствам.

Учитывая возможность применения в обучении как аналитической, так и дедуктивно- синтетической логики учебного процесса, надо особо заметить, что обобщение

завершает (в основном) обучение, если избран индуктивно-аналитический путь. При

дедуктивно-синтетической логике, наоборот, обобщенные данные в виде понятий,

определений, теорий, законов вводятся в начале изучения темы или же в процессе

ее изучения.

Применение знаний (практика). Необходимыми структурными компонентами процесса

усвоения являются тесно взаимосвязанные закрепление и применение знаний.

Закрепление предполагает повторное осмысление и неоднократное воспроизведение

изучаемого с целью введения нового материала в структуру личного опыта ученика.

Оно естественно требует задействования механизмов памяти, однако не может

сводиться к механическому заучиванию фактов, определений, способов доказательств

и т.п. Эффективность закрепления обусловлена системой упражнений в применении

знаний на практике.

Ценность, прочность и действенность знаний проверяется практикой. В основе

применения знаний лежит процесс обратного восхождения от абстрактного к

конкретному, т.е. конкретизация. Конкретизация как мыслительная операция

выражается в умении применить абстрактные знания к решению конкретных

практических задач, к частным случаям учебно-познавательной деятельности. В

учебной практике конкретизация начинается с умения привести свой пример. В

дальнейшем эта мыслительная способность выявляется через умение решить более

сложную задачу без помощи педагога, через использование знаний в ситуациях

внеучебной деятельности. Применение знаний может осуществляться в различных

формах и видах деятельности в зависимости от специфики содержания изучаемого

материала. Это могут быть упражнения в учебных целях, выполнение лабораторных

работ, исследовательских заданий, работа на пришкольном участке, в цехе на

производстве и т.п.

§ 6. Виды обучения и их характеристика

Исторически первым известным видом систематического обучения является широко

применявшийся древнегреческим философом Сократом и его учениками метод отыскания

истины путем постановки наводящих вопросов. Он получил название метода

сократической беседы. Учитель (как правило, философ) постановкой вопроса

возбуждал любопытство, познавательный интерес ученика и сам, устно рассуждая, в

поисках ответа на него вел мысль ученика по пути познания. Для поддержания

интереса обучающегося рассуждения учителя перемежались постановкой чаще всего

риторических вопросов. Сократические беседы проводились с одним или несколькими

учениками.

Первый вид коллективной организации познавательной деятельности - догматическое

обучение, широко распространившееся в средние века. Для него характерно

преподавание на латинском языке, поскольку основным содержанием обучения было

освоение религиозных писаний. Главными видами деятельности учащихся были

слушание и механическое заучивание. Отличительной особенностью этого вида

обучения был отрыв формы от содержания.

На смену догматическому пришло объяснительно-иллюстративное обучение -

вследствие широкого привлечение в учебный процесс наглядности. Его

методологической основой является теория сенсуализма (Ф. Бэкон, Дж. Локк и др.).

Основоположником этого вида обучения является Я. А. Коменский. Основная цель

этого обучения - усвоение знаний и их последующее применение на практике, т.е.

формирование умений и навыков. Объяснительно-иллюстративное обучение требует

более глубокой мыслительной деятельности, но мышления воспроизводящего. Это

пассивно-созерцательное