Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

Она

не является простой проекцией логики учебного предмета, его программы и

содержания. Логика учебного процесса - это сплав логики учебного предмета и

психологии усвоения учащимися преподаваемого учебного материала.

В логике учебного процесса получают обоснованное решение вопросы о том, как

поставить познавательную задачу перед учащимися, чтобы она была принята ими,

какой фактический материал, в каком плане и в каком объеме нужно подать, какие

вопросы поставить, какие задания для наблюдения и продумывания организовать и

какие самостоятельные работы предложить, чтобы учебный процесс был оптимально

эффективным как в отношении усвоения знаний, так и в отношении развития

учащихся.

В традиционной практике обучения утвердилась и стала фактически универсальной

логика обучения от восприятия конкретных предметов и явлений к образованию

представлений и от обобщения конкретных представлений к понятиям. Эта логика,

закономерная для обучения в начальных классах, используется и при организации

обучения подростков и старших школьников. Между тем и в теории и на практике

убедительно доказана необходимость применения в обучении как индуктивно- аналитической, так и дедуктивно-синтетической логики учебного процесса в их

тесном взаимодействии. При этом почти одновременно с восприятием конкретных

предметов и явлений вводятся те научные понятия и принципы, благодаря которым

становится более глубоким и содержательным восприятие конкретного материала. Это

не противоречит принципиальной схеме познания: от живого созерцания к

абстрактному мышлению и от него к практике, которая определяет структуру

процесса усвоения знаний.

Чувственное познание (живое созерцание). Созерцание следует рассматривать в

широком гносеологическом смысле как чувственное проникновение человека в

сущность предмета при помощи всех органов чувств. В основе чувственного познания

лежат первичные познавательные процессы: ощущение и восприятие.

Восприятие - процесс отражения в сознании человека предметов или явлений при их

непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, в которых

отражаются лишь отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в

целом, в совокупности его свойств.

При организации восприятия как целенаправленной деятельности, т.е. наблюдения,

необходимо исходить из того, что наибольшей пропускной способностью обладает

зрительный анализатор. Однако в обучении пропускную способность регулирует не

сам анализатор, а мозг, поэтому, как установлено в экспериментах и подтверждено

опытным путем, на одну единицу информации, подлежащей усвоению, необходимо

давать две единицы пояснений, т.е. дополнительной информации.

На восприятие информации в процессе обучения оказывают влияние многие факторы, в

частности частота передачи информации, скорость (темп), психическое состояние

обучаемого, день недели, часы занятий и др. Содержание восприятия зависит и от

поставленной перед учеником задачи, от мотивов его деятельности и установок, а

также эмоций, которые могут изменять содержание восприятия.

Для управления процессом восприятия существенным является факт его зависимости

от особенностей личности ученика, его интересов, мировоззрения, убеждений и

направленности в целом. Зависимость восприятия от прошлого опыта и содержания

всей психической жизни человека, от особенностей его личности называется

апперцепцией.

Абстрактное мышление (понимание, осмысление, обобщение). Образы и представления

как результаты деятельности восприятия всегда имеют определенное смысловое

значение. Это объясняется тем, что восприятие теснейшим образом связано с

мышлением, с пониманием сущности воспринимаемых предметов и явлений. Сознательно

воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, т.е. соотнести с

определенной группой, классом предметов, обобщить его в слове (В. П. Зинченко,

П.И.Зинченко).

Понимание сообщаемой информации осуществляется через установление первичных, в

значительной мере обобщенных, связей и отношений между предметами, явлениями и

процессами, выявление их состава, назначения, причин и источников

функционирования. В основе понимания лежит установление связей между новым

материалом и ранее изученным, что, в свою очередь, является основанием для более

глубокого и разностороннего осмысления учебного материала.

Осмысление изучаемой информации требует задействования общеучебных умений и

навыков, опирающихся на такие приемы умственной деятельности, в основе которых

лежат сложные мыслительные