Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

внешние привлекательные атрибуты школьника; интересное

преподавание, привлекательность личности учителя; желание получить похвалу,

награду (непосредственно по мере выполнения задания), боязнь получить

отрицательную отметку, быть наказанным, страх перед учителем, нежелание быть

объектом обсуждения в классе и т.п.;

перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знания

вообще и учебного предмета в частности: осознание мировоззренческого,

социального, практически-прикладного значения предмета, тех или иных конкретных

знаний и умений; связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью

(поступление в институт, выбор профессии, создание семьи и т.п.); ожидание в

перспективе получения награды, признания, воздания почестей; развитое чувство

долга, ответственности;

интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от

самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление

расширить свой культурный уровень, овладеть определенными умениями и навыками,

увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач и т.п.

Очевидна необходимость разумной актуализации мотивов учения всех трех групп. Не

менее очевидна и предпочтительность, действенность мотивов третьей группы. Среди

интеллектуально-побуждающих мотивов особое место занимают познавательные

интересы и потребности. Объективной основой развития познавательных интересов

школьников является высокий уровень обучения с его подлинно научным содержанием

и педагогически целесообразной организацией активного и самостоятельного

познания.

Принято различать уровни познавательного интереса и соответственно им определять

пути и создавать условия его формирования (по Г. И.Щукиной). Низший элементарный

уровень познавательного интереса выражается во внимании к конкретным фактам,

знаниям, описаниям, действиям по образцу. Второй уровень характеризует интерес к

зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению.

Высший уровень выражается в интересе к глубоким теоретическим проблемам,

творческой деятельности по освоению знаний. Сформированность высшего уровня

познавательного интереса дает основание говорить о наличии познавательной

потребности.

Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное

содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного

процесса. Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний,

элементов проблемности в обучении, привлечение данных о современных достижениях

науки и техники, показ общественной и личностной значимости знаний, умений и

навыков, организация самостоятельных работ творческого характера, организация

взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т.п.

Следующий компонент учения - учебные действия (операции), совершаемые в

соответствии с осознанной целью. Они проявляются на всех этапах решения учебной

задачи и могут быть внешними (наблюдаемыми) и внутренними (ненаблюдаемыми). К

внешним относятся все виды предметных действий (письмо, рисование, постановка

опытов и т.п.), перцептивные действия (слушание, рассматривание, наблюдение,

осязание и т.п.), символические действия, связанные с использованием речи. К

внутренним - мнемические действия (запоминание материала, его упорядочивание и

организация), действия воображения (имерджентные) и действия мышления

(интеллектуальные).

Главный инструмент познания - мышление. Поэтому, учитывая его взаимосвязь с

другими познавательными процессами и не умаляя их роли в организации учения

школьников, основное внимание в процессе руководства их деятельностью необходимо

уделять развитию мыслительных действий и конкретных мыслительных операций

(анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.).

Неотъемлемыми структурными компонентами учения являются действия контроля,

оценки и анализа результатов. Самоконтроль, самооценка и самоанализ, которые

осуществляют школьники в процессе обучения формируются на основе наблюдения

аналогичных обучающих действий учителя. Формированию этих действий способствуют

приемы привлечения учащихся к наблюдению деятельности своих сверстников,

организация взаимоконтроля, взаимооценки и взаимоанализа результатов

деятельности на основе установленных критериев.

§ 5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения

Структура процесса усвоения знаний зависит от логики учебного процесса. Сама же

логика учебного процесса - один из принципиальных вопросов теории обучения.