самостоятельных работ, приемов
стимулирования активности учащихся, форм домашних заданий и др.
Организация деятельности учащихся включает в себя постановку учебных задач перед
учащимися и создание благоприятных условий для их выполнения. При этом
используются такие приемы, как инструктаж, распределение функций, предъявление
алгоритма и др. Современная дидактика рекомендует правила выдвижения
познавательных задач:
• познавательная задача должна вытекать из предметного содержания, чтобы
сохранялась система знаний и логика науки;
• необходимо учитывать актуальный уровень развития учащихся и их подготовки,
чтобы создавались реальные условия для выполнения задачи;
• задача должна содержать в себе информацию, необходимую для развития ума,
воображения, творческих процессов;
• к осуществлению предметной деятельности учащихся необходимо расположить
(создать положительную мотивацию);
• нужно научить учащихся решать задачу, вооружить их необходимыми способами,
сначала вместе с учителем, затем в коллективной работе, постепенно переводя в
план самостоятельных индивидуальных действий (М. А. Данилов).
Преподавание предполагает регулирование и корригирование процесса обучения на
основе непрерывного текущего контроля, т.е. получения информации о ходе научения
учащихся и эффективности приемов и методов своей собственной деятельности.
Результаты текущего контроля, осуществляемого в форме простого наблюдения,
устных и письменных опросов, проверки классных и домашних самостоятельных работ
и с помощью других приемов и методов, учитываются учителем как непосредственно
на данном занятии, так и в перспективе. Это может быть замедление или ускорение
темпов учебной работы, уменьшение или увеличение объема предлагаемых видов
работ, внесение изменений в порядок изложения материала, наводящие вопросы и
дополнительные разъяснения, предупреждение затруднений и т.п. Особое место на
этом этапе деятельности учителя занимает стимулирование активности и
самостоятельности учащихся.
Регулирование и корригирование процесса обучения с использованием средств
стимулирования обеспечивается не только продуманной системой оценивания,
предполагающей подбадривание, воодушевление, вселение уверенности в собственных
силах и учебных возможностях, увлечение перспективами, порицание и т.п., но и
использованием системы отметок, срабатывающей особенно в начальных и средних
классах. Большие стимулирующие возможности заложены и в формах и методах
педагогической деятельности (учебные дискуссии, конференции, обсуждения
рефератов, парно-групповые способы обучения, взаимопроверки и т.п.).
Завершающим этапом обучения, как и педагогического процесса в целом, является
анализ результатов решения педагогической задачи. Он осуществляется с позиций
достижения в единстве образовательных, воспитательных и развивающих целей, а
также способов и условий их достижения. При этом необходимо исходить из
требований принципа оптимальности, учитывая, что требуемый результат может
достигаться и за счет перегрузки как учащихся, так и учителя. Анализ должен
выявить причины недостатков в обучении и основания успехов, наметить пути
дальнейшего педагогического взаимодействия в рамках процесса обучения.
Деятельность учащихся в процессе обучения. Учение как специфический вид
деятельности имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования.
Возможность ее осуществления обусловлена способностью человека регулировать свои
действия в соответствии с поставленной целью.
Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем
мире, в конечном итоге выражающиеся в знаниях, умениях и навыках, системе
отношений и общем развитии.
Важнейшим компонентом учения являются мотивы, т.е. те побуждения, которыми
ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия либо учебную
деятельность в целом. И чтобы учение возникло, в учебной ситуации должны быть
мотивы, движущие ученика к гностической цели - к овладению определенными
знаниями и умениями. К учению школьника побуждает не один, а ряд мотивов
различного свойства, каждый из которых выступает не изолированно, а во
взаимодействии с другими. Учение, таким образом, имеет полимотивированный
характер.
Все многообразие мотивов учебной деятельности школьников можно представить тремя
взаимосвязанными группами:
непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях
личности, на положительных или отрицательных эмоциях: яркость, новизна,
занимательность,