Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

которыми они владеют). Это

противоречие находит свое выражение и конкретизируется в противоречиях

содержательной (знания, умения, навыки), мотивационной (побуждения) и

операциональной (способы познания) сторонами обучения (В.И.Загвязинский). К ним

относятся противоречия между личным житейским опытом ученика и научными

знаниями; между прежним уровнем знаний и новыми знаниями; между знаниями и

умением их использовать; между требуемым и достигнутым уровнем отношений

учащихся к учению и обучению в целом; между более сложной познавательной задачей

и наличием прежних, недостаточных для ее решения способов.

Основное противоречие является движущей силой процесса обучения, потому что оно

неисчерпаемо, как неисчерпаем процесс познания. М.А.Данилов формулирует его как

противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими

задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их умственного

развития и отношений. Он считает, что определение степени и характера трудностей

в учебном процессе составляет главный способ в руках учителя вызывать движущую

силу учения и развивать умственные и нравственно-волевые силы школьников. Однако

важна не всякая отдельно взятая трудность, а та система трудностей, которые

сочетаются с условиями, благоприятствующими преодолению их школьниками, и ведут

к овладению научными знаниями и развитию познавательных сил учащихся.

Противоречие становится движущей силой обучения, если оно содержательно, т.е.

имеет смысл в глазах учащихся, а разрешение противоречия явно осознается ими как

необходимость. Условием становления противоречия в качестве движущей силы

обучения является соразмерность его с познавательным потенциалом учащихся. Не

менее важна и подготовленность противоречия самим ходом учебного процесса, его

логикой, чтобы учащиеся не только "схватили", "заострили" его, но и

самостоятельно нашли способ решения. Выдвинутая однажды и принятая учащимися

познавательная задача превращается в цепь внутренне связанных задач, которые

вызывают собственное стремление школьников к познанию нового, неизвестного и к

применению этого познанного в жизни. В способности видеть познавательную задачу

и стремлении найти ее решение кроется тайна успешного обучения и умственного

развития учащихся [1].

1 См.: Дидактика средней школы / Под ред. М.А.Данилова, М.Н.Скаткина. М., 1975.

- С. 92-96.

§ 4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения

Назначение и структура деятельности учителя. Процесс обучения учащихся в школе

протекает под руководством учителя. Назначение его деятельности состоит в

управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся.

Учитель ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым

обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути познания. Учитель же и

создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание

в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные

формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых

содержание становится достоянием учащихся.

Управление процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов в

соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой

педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования

(стимулирования), контроля, оценки и анализа результатов.

Этап планирования в деятельности учителя завершается составлением календарно- тематических или поурочных планов в зависимости от того, какие задачи предстоит

решать: стратегические, тактические или оперативные. Составлению планов, планов- конспектов или конспектов, что определяется опытностью и уровнем мастерства

педагога, предшествует длительная кропотливая работа. Она включает в себя:

анализ исходного уровня подготовленности учащихся, их учебных возможностей,

состояния материальной базы и методического оснащения, своих личных

профессиональных возможностей; определение конкретных образовательных,

воспитательных и развивающих задач, исходя из дидактической цели урока и

сформированности класса как коллектива: отбор содержания, продумывание форм и

методов ведения урока, конкретных видов работ, своих действий и действий

учащихся; прогнозирование результатов, возможных затруднений на пути их

получения и т.п.; определение места и приемов использования учебно-наглядных и

технических средств обучения, дидактического раздаточного материала;

продумывание содержания и организации