Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

научное обоснование учебных планов и программ, умаляют

роль учителя, отводя ему роль помощника, консультанта. Основной механизм и

соответственно метод получения знаний, умений и навыков - "обучение через

делание", т.е. выполнение практических заданий, упражнений. Современные

прагматисты считают, что обучение - это сугубо индивидуальный, "интимный"

процесс (Ругги и др.).

Бихевиоризм и прагматизм - наиболее распространенные концепции обучения, в

которых предпринимают попытку объяснения механизмов научения. Большинство же

теорий, которые начисто отвергают как физиологические, так и психологические

основы учебного процесса, сводят обучение к процессам, происходящим в душе

ученика. Процесс получения знаний, умений и навыков никак не объясняется или же,

если объясняется, то через такие понятия, как "интуиция", "озарение",

"усмотрение", "ум" и т.п. К этим направлениям примыкают уже известные нам

экзистенциализм (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.Сартр, Н.А.Бердяев и др.) и неотомизм

(Ж. Маритон, У.Кинингхэм, М.Адлер, М. Казотти и др.). Они принижают роль

обучения, подчиняют интеллектуальное развитие воспитанию чувств. Объяснение

подобной позиции исходит из утверждения, что познать можно лишь отдельные факты,

но без их осознания, взаимосвязи закономерностей.

Материалистическая теория познания и процесс обучения. Уяснению методологических

основ процесса обучения способствует соотнесение учения как деятельности

ученика, представляющего собой специфический вид познания объективного мира, и

познания ученого.

Ученый познает объективно новое, а ученик - субъективно новое, он не открывает

каких-либо научных истин, а усваивает уже накопленные наукой научные

представления, понятия, законы, теории, научные факты. Путь познания ученого

лежит через эксперимент, научные размышления, пробы и ошибки, теоретические

выкладки и т.п., а познание ученика протекает более ускоренно и значительно

облегчено мастерством учителя. Ученый познает новое в его первозданном виде,

поэтому оно может быть неполным, а ученик познает упрощенный, дидактически

адаптированный к возрастным учебным возможностям и особенностям учеников

материал. Кроме того, учебное познание обязательно предполагает непосредственное

или опосредованное влияние учителя, а ученый часто обходится без межличностного

взаимодействия.

Несмотря на эти довольно существенные различия в познании ученика и ученого, эти

процессы в основном аналогичны, т.е. имеют единую методологическую основу.

Познание начинается с ощущений, с чувственного ознакомления с материалом. Это

положение было обосновано Ф.Бэконом в его сенсуалистической теории: всякое

познание должно начинаться с чувственного восприятия и завершаться рациональным

обобщением. На этой теории основана теория обучения Я. А. Коменского, она

предопределила и краеугольный камень его дидактики - "золотое правило": если

какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они

сразу охватываются несколькими чувствами.

Материалистическая теория познания показывает, что отображаемое не зависит от

нашего сознания и определяется восхождением от живого созерцания к абстрактному

мышлению и от него - к практике. Само познание без диалектики его развития -

ничто, в познании выражена взаимосвязь процессов, элементов внутри единого

целого. Но самая сущность диалектики познания состоит в его противоречивости.

Движущие силы процесса обучения. Процесс обучения как специфический процесс

познания надо рассматривать в его противоречивости - как процесс постоянного

движения и развития. В связи с этим учитель должен исходить из того, что процесс

познания ученика нельзя сводить к заучиванию готовых знаний, что в нем нет раз и

навсегда данной прямолинейности, постоянного механического движения на пути к

истине, что в нем есть большие и маленькие скачки, спады, неожиданные повороты

мысли, возможные озарения. Познание, образно выражаясь, соткано из противоречий.

В нем сосуществуют строгое логическое рассуждение, индукция и дедукция,

содержательное и формализованное.

Отечественными дидактами М.А.Даниловым, В.И.Загвязинским и другими установлено,

что определяющее влияние на историческое развитие обучения оказывают объективные

требования общества, прогресс производства, техники, науки, культуры, социальных

отношений. Основным противоречием обучения является противоречие между постоянно

усложняющимися требованиями обучения и возможностями учащихся (уровнем их

знаний, развития; мотивами, способами деятельности,