Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

в

понятии развивающего обучения.

В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществление

развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку

именно развитие вербальных процессов нагляднее других выражает общее развитие

ученика. Однако это сужающее развивающую функцию понимание направленности

обучения упускает из виду, что и речь, и связанное с нею мышление эффективнее

развиваются при соответствующем развитии сенсорной, эмоционально-волевой,

двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности. Таким образом,

развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как

целостной психической системы.

Начиная с 1960-х гг. в педагогической науке разрабатываются различные подходы к

построению развивающего обучения. Л. В.Занков обосновал совокупность принципов

развития мышления в процессе обучения: увеличение удельного веса теоретического

материала; обучение в быстром темпе и на высоком уровне трудности; обеспечение

осознания учащимися процесса учения. А.М.Матюшкин, М. И. Махмутов и другие

разрабатывали основы проблемного обучения. И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин предложили

систему развивающих методов обучения; В. В.Давыдов и Д. Б. Эль-конин разработали

концепцию содержательного обобщения в обучении, И.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и

другие обосновали теорию поэтапного формирования умственных действий.

Объединяющей идеей ведущихся научных поисков и педагогической практики

развивающего обучения является мысль о необходимости существенного расширения

сферы развивающего влияния обучения. Полноценное интеллектуальное, социальное и

нравственное развитие личности - это результат реализуемых в единстве

образовательной и воспитывающей функций.

§ 3. Методологические основы обучения

Принципиальные положения, определяющие общую организацию, отбор содержания,

выбор форм и методов обучения, вытекают из общей методологии педагогического

процесса. Вместе с тем, поскольку обучение непосредственно связано с

организацией познавательной деятельности учащихся, необходимо специальное

рассмотрение его методологических основ.

Некоторые зарубежные концепции обучения. Широкое распространение в

педагогической практике США и во многих странах Европы получили бихевиористские

теории (Б. Ф. Скиннер, А.Лазарус, А. Бандура и др.), сводящие научение человека

к физиологическому процессу усвоения организмом определенных стимулов и

соответствующих реакций на них в строго задаваемых ситуациях обучения. Основной

механизм закрепления у обучающегося знаний, умений, навыков и даже мышления -

своевременное подкрепление в виде наград и наказаний, т.е. удовлетворение или,

наоборот, неудовлетворение потребностей учащихся.

Бихевиористы отождествляют психическую жизнь человека и животных, сводят всю

сложную жизнедеятельность к формуле "стимул - реакция". С этой точки зрения

процесс обучения - это искусство управления стимулами с целью вызова или

предотвращения определенных реакций. А процесс учения - совокупность реакций на

стимулы и стимульные ситуации. Развитие сознания отождествляется с формированием

реакций обучающихся.

Таким образом, сознательная деятельность человека в процессе обучения

объясняется не психическими, а физиологическими процессами. Сознательная

деятельность учащихся подменяется чисто рефлекторной, сводится к формуле "стимул

- реакция". Отличие человека от высокоорганизованных животных бихевиористы видят

в том, что у человека кроме двигательных есть еще и словесные реакции, а также в

том, что на него могут действовать вторичные - словесные - стимулы, в том, что у

человека кроме биологических могут быть и вторичные потребности, как-то:

честолюбие, корысть и т.п.

Прагматисты (Дж.Дьюи, Т. Брамельд, А. Маслоу, Э. Кэлли и др.) сводят обучение

лишь к расширению личного опыта ученика для того, чтобы он мог как можно лучше

приспособиться к существующему общественному строю. Обучение может только

способствовать проявлению того, что заложено в человеке от рождения, поэтому

цель обучения, как и воспитания, научить ребенка жить, т.е. приспосабливаться к

окружающей среде, удовлетворять личные интересы и потребности без ориентации на

социальное окружение в соответствии с субъективно понимаемой пользой.

Основоположник прагматизма Дж.Дьюи писал, что среда воспитывает, а жизнь учит.

В соответствии с этими методологическими основаниями прагматисты отрицают

необходимость формирования систематических знаний, умений и навыков, а

следовательно, отрицают