Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

процесса. Поскольку развитие ученика происходит только в

процессе его собственной деятельности, то основой обучения следует считать не

преподавание, а учение.

§ 2. Функции обучения

Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и

направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие

личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную,

воспитывающую и развивающую. При этом образовательная функция связана с

расширением объема, развивающая - со структурным усложнением, а воспитывающая -

с формированием отношений (В.В.Краевский).

Образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в

вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их

использования на практике.

Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории,

обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны

стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная

реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и

осознанность знаний, их прочность и действенность. Это требует такой организации

процесса обучения, чтобы из содержания учебного предмета, отражающего

соответствующую область научного знания, не выпадали элементы, важные для

понимания основных идей и существенных причинно-следственных связей, чтобы в

общей системе знаний не образовывались незаполненные пустоты. Знания должны

особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую

соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало бы

путь к освоению последующего.

Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность

знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать

прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как

специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в основе

навыка, т.е. автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей.

Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной

деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков

необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков

работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом,

организацией самостоятельной работы, конспектирования и др.

Воспитывающая функция. Воспитывающий характер обучения - отчетливо проявляющаяся

закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях.

Воспитывающая функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов

обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной

организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не

воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности.

Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и

других понятий, норм и требований.

Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и не всегда в нужном

направлении, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации

учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из

правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. В

современных условиях она предполагает формирование научного мировоззрения,

материалистического понимания законов природы, общества и мышления; формирование

отношений воспитанников к науке (учению), природе, искусству, труду, обществу,

коллективу, самому себе и другим, в конечном итоге выражающихся во взглядах,

идеалах, убеждениях; воспитание моральных качеств личности, волевых черт

характера и соответствующих социально приемлемых форм поведения.

Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является

формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее

успешность.

Развивающая функция. Так же как воспитывающая функция, развивающий характер

обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса.

Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция

осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия

учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная

направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление