Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

основных компонентов педагогической системы. 3. Сравните определение понятия "педагогический процесс" в различных научно- педагогических источниках. 4. Назовите основные этапы и условия построения целостного педагогического

процесса.

Литература для самостоятельной работы

Закон Российской Федерации "Об образовании". - М., 1996. Каптерев П. Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. / Под ред.

А.М.Арсеньева. - М., 1989. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избр. пед. труды / Сост. М. Ю.

Бабанский. - М., 1989. Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс). - М., 1984. Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1977. - Т. 1. Мищенко А. И. Педагогический процесс как целостное явление. - М., 1993. Сластенин В.А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект

профессиональной деятельности учителя. - М., 1997. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - М., 1979. Ушинский К. Д. Три элемента школы // Пед. соч.: В 6 т. - М., 1989 - 1990. - Т.

1.

РАЗДЕЛ III ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

ГЛАВА 10 ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

§ 1. Обучение как способ организации педагогического процесса

Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического

образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса

(двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство

содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и

специфические качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в

сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как

специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль

учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков,

развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия,

теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на

каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений

учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная

и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения

различных предметно-практических действий в учебном процессе

(экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.).

Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой,

присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, или учении.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном

подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности

изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической

познавательной деятельности школьников. Оно тесно связано также с ценностно- ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных

смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений

окружающей действительности.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный

педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в

процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая

ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более

полному и точному. Обучение не сводится к механической передаче знаний, умений и

навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся

педагоги и воспитанники (учащиеся): преподавание и учение. При этом преподавание

должно рассматриваться условно, так как учитель не может ограничиться только

изложением знаний - он развивает и воспитывает, т.е. осуществляет целостную

педагогическую деятельность.

Деятельность учителя как организатора и руководителя всей учебной работой

учащихся всегда высоко оценивалась прогрессивными мыслителями. А. Дистервег

писал, что учитель - "солнце для вселенной". Высоко она оценивается и сейчас.

Однако необходимо отчетливо представлять себе и роль самого ученика, так как он

является центральным звеном основного и исходного отношений в педагогическом

процессе. Успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к

учению, их стремлением к познанию, способностью осознанно и самостоятельно

приобретать знания, умения и навыки, активностью. Ученик не только объект

обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект

педагогического