Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

педагогического

процесса, в ходе взаимодействия решают ту или иную педагогическую задачу.

Педагог при этом осуществляет единую и неделимую педагогическую деятельность, в

которой диалектически слиты преподавание и воспитательная работа. Смысл

преподавания заключается в организации учебно-познавательной деятельности группы

школьников и каждого в отдельности. Смысл воспитательной работы - в организации

других, не исключая урочной и внеурочной познавательной, видов деятельности

детей (трудовой, физкультурно-оздоровительной, художественно-эстетической и

др.).

Следуя пониманию назначения преподавания и воспитательной работы, первая в

основном ориентирована на организацию освоения школьниками первых двух

компонентов содержания образования, т.е. знаний и умений, в том числе из области

этики, эстетики, юриспруденции, экологии, искусства, а вторая - четвертого. Опыт

эмоционально-ценностного отношения, освоенный воспитанниками, должен найти свое

выражение в активно-положительном отношении к науке (учению), искусству, труду,

человеку, природе, обществу и самому себе. При этом и преподавание, и

воспитательная работа должны способствовать развитию творческого потенциала

воспитанника, т.е. третьего компонента содержания образования.

Таким образом, традиционное понимание единства обучения и воспитания - это не

что иное, как единство преподавания и воспитательной работы, которое и

представляет собой целостную педагогическую деятельность. Целостная деятельность

школьника, организуемая педагогом или им самим, - это единство учения и других

видов деятельности. Реализация в единстве всех компонентов содержания

образования, а они отражают образовательные, развивающие и воспитательные

задачи, при условии целостности деятельности педагога и целостности деятельности

воспитанника, и есть сущностная характеристика педагогического процесса как

целостного явления.

Во взаимодействии педагогов и воспитанников с наибольшей полнотой проявляются

организаторский и коммуникативный компоненты педагогической деятельности. При

этом недооценка роли коммуникативного обеспечения предметного взаимодействия

приводит к обеднению эмоционального фона обучения и всего учебно-воспитательного

процесса, в результате чего оказываются обедненными и личные контакты педагога с

детьми. А без этого невозможна ни одна продуктивная, одухотворенная

положительными мотивами деятельность.

Целостность относительно самостоятельного процесса самовоспитания будет

обеспечена, если воспитанник осуществляет целостную деятельность, направленную

на освоение содержания образования и преобразование себя как личности. При этом

такая деятельность осуществляется всегда, но в разных формах, более или менее

явно - как во время обязательных учебных и внеучебных занятий в школе, так и за

их пределами.

Целостность процесса конструирования педагогического процесса педагогом

обеспечивается при условии комплексного планирования образовательных,

развивающих и воспитательных задач на основе анализа педагогической ситуации,

прогнозирования развития коллектива и отдельных воспитанников, что в конечном

итоге материализуется в планах работы. Возможность внесения возможных корректив

в первоначальные планы в ходе их реализации говорит о том, что конструирование

педагогического процесса не завершается в момент начала взаимодействия педагогов

и воспитанников, а как бы пронизывает основное отношение в форме регулирования и

корригирования точно так же, как исходное отношение пронизывает структуру

основного.

Наиболее общим условием становления педагогического процесса до уровня

целостности является направленность деятельности педагогов на организацию

содержательной в социальном и нравственном отношении развивающей и развивающейся

жизнедеятельности школьников на принципах коллективизма, создание в этой жизни

ситуаций для усмотрения ребенком в организуемых видах деятельности личностного

смысла и его соотнесения с общественными интересами.

Обеспечение гармонического соотношения учения, общественно-полезного труда и

всех видов творческой деятельности детей, организуемых как жизнь учебно- воспитательного коллектива и направленных на решение в комплексе задач обучения,

воспитания и развития, приводит к формированию "гармонической целостности"

личности, ее интеллектуального, нравственно-эстетического и физического

развития.

Вопросы и задания

1. Каковы исторические предпосылки научных представлений о педагогическом

процессе как целостном явлении? 2. Дайте характеристику