Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию

жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и

потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности -

сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно- эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая

мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности,

отвечает требованиям целостного педагогического процесса.

Целостный педагогический процесс не сводим к единству процессов обучения и

воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он

рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного,

эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т.е. как

обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого.

Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов

должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия

между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на

него в процессе жизнедеятельности.

Основные аспекты целостности педагогического процесса. Учитывая многообразие

взаимоотношений и взаимосвязей между компонентами педагогического процесса, было

бы слишком упрощенным сводить целостность педагогического процесса к какой-либо

одной его характеристике. В связи с этим необходимо рассматривать разные аспекты

целостности: содержательно-целевой, организационно-процессуальный и

операционально-технологический.

В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается

отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во

взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения

действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально- ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных

элементов содержания образования не что иное, как реализация единства

образовательных, развивающих и воспитательных функций цели педагогического

процесса.

В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности,

если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов- компонентов:

• освоения и конструирования (дидактического адаптирования) содержания

образования и материальной базы (содержательно-конструктивная, материально- конструктивная и операционно-конструктивная деятельность педагога);

• делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания

образования, усвоение которого последними - цель взаимодействия;

• взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений, т.е. не

по поводу содержания образования (неформальное общение);

• освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия

педагога (самообразование и самовоспитание).

Как видно, первый и четвертый процессы отражают предметные отношения, второй -

собственно педагогические, а третий - взаимные, а следовательно, и охватывают

педагогический процесс в его целостности.

Операционально-технологический аспект целостности педагогического процесса

касается внутренней целостности названных выше относительно самостоятельных

процессов. В поисках условий становления педагогического процесса до уровня

целостности в этом аспекте прежде всего необходимо обращение к основному

отношению, т.е. к собственно педагогическому отношению учебно-воспитательного

процесса с позиций преобладания субъект-субъектных отношений.

§ 6. Логика и условия построения целостного педагогического процесса

Педагогический процесс, привычный для восприятия с его внешней стороны,

допускает массу ситуаций, опосредованных взаимовлияний педагогов и воспитанников

(подготовка учителя к уроку или воспитательному мероприятию, самостоятельная

работа учащихся на уроке, выполнение учениками поручений педагога за пределами

школы, работа над домашним заданием и т.п.). Как педагог конструирует

педагогический процесс с ориентацией на воспитанника и коллектив в целом, так и

школьник постоянно "видит" перед собой педагога, родителей или сверстников.

Следовательно, признание исходным отношением педагогического процесса

взаимодействия педагог-воспитанник позволяет по-новому видеть сам педагогический

процесс, т.е. с его внутренней стороны, и приблизиться к пониманию характеристик

его целостности.

Педагоги и воспитанники, понимаемые как две группы субъектов