Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

задачи от

всяких других в том, что ее цель и результат - в изменении самого действующего

субъекта, заключающемся в овладении определенными способами действия. Таким

образом, педагогический процесс как частный случай социального отношения

выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е.

содержанием образования.

С опорой на категорию "взаимодействие" педагогический процесс может быть

представлен как интеграция взаимосвязанных процессов взаимодействия педагогов с

воспитанниками, родителями, общественностью; взаимодействия учащихся между

собой, с предметами материальной и духовной культуры и т.п. Именно в процессе

взаимодействия устанавливаются и проявляются информационные, организационно- деятельностные, коммуникативные и другие связи и отношения. Но из всего

многообразия отношений воспитательными оказываются лишь те, в ходе реализации

которых осуществляются воспитательные взаимодействия, приводящие к усвоению

воспитанниками тех или иных элементов социального опыта, культуры. От богатства

действительных отношений личности и зависит ее действительное духовное

богатство. Отношения воспитанника, включенного в педагогический процесс,

являются универсальным явлением, характеризующим воспитание. По уровню их

сформированности можно судить и об общем уровне развития личности.

Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно, и

отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные

(отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения

воспитанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе.

Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда

воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт

с окружающими людьми и предметами.

Веским аргументом в защиту взаимодействия как сущностной характеристики

педагогического процесса является тот факт, что вся разнообразная духовная жизнь

воспитанников, в которой происходит их воспитание и развитие, имеет в качестве

своего источника и содержания именно взаимодействие с реальным миром,

организуемое и направляемое педагогами, родителями и другими воспитателями.

Причем по мере развития воспитанников возрастает их собственная роль в этих

взаимодействиях.

Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных

компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.

Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности,

содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру

обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и

ответные реакции воспитанников: активное восприятие и переработка информации,

игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие,

действия, поступки, деятельность и т.п.

§ 5. Педагогический процесс как целостное явление

Понятие целостности педагогического процесса. Главное интегративное свойство

педагогического процесса как динамической системы - его способность к выполнению

социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их

выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии

функционирования педагогического процесса как целостного явления: целостная

гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом

процессе.

Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее

высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и

деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому

процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их

гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходит движение, преодоление

противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового

качества.

В педагогическом процессе специально создаются функциональные подсистемы,

направленные преимущественно на решение образовательно-развивающих и

воспитательных задач. При функциональном подходе они действуют автономно,

разрывая формирующуюся личность на части, придавая педагогическому процессу

односторонность. В целостном педагогическом процессе в каждом акте

педагогического взаимодействия решаются не только прямые, доминирующие, но и

подчиненные задачи развития всех сторон личности. Это достигается всесторонним

охватом основных видов деятельности, их сочетанием и взаимообогащением.