задачи от
всяких других в том, что ее цель и результат - в изменении самого действующего
субъекта, заключающемся в овладении определенными способами действия. Таким
образом, педагогический процесс как частный случай социального отношения
выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е.
содержанием образования.
С опорой на категорию "взаимодействие" педагогический процесс может быть
представлен как интеграция взаимосвязанных процессов взаимодействия педагогов с
воспитанниками, родителями, общественностью; взаимодействия учащихся между
собой, с предметами материальной и духовной культуры и т.п. Именно в процессе
взаимодействия устанавливаются и проявляются информационные, организационно-
деятельностные, коммуникативные и другие связи и отношения. Но из всего
многообразия отношений воспитательными оказываются лишь те, в ходе реализации
которых осуществляются воспитательные взаимодействия, приводящие к усвоению
воспитанниками тех или иных элементов социального опыта, культуры. От богатства
действительных отношений личности и зависит ее действительное духовное
богатство. Отношения воспитанника, включенного в педагогический процесс,
являются универсальным явлением, характеризующим воспитание. По уровню их
сформированности можно судить и об общем уровне развития личности.
Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно, и
отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные
(отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения
воспитанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе.
Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда
воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт
с окружающими людьми и предметами.
Веским аргументом в защиту взаимодействия как сущностной характеристики
педагогического процесса является тот факт, что вся разнообразная духовная жизнь
воспитанников, в которой происходит их воспитание и развитие, имеет в качестве
своего источника и содержания именно взаимодействие с реальным миром,
организуемое и направляемое педагогами, родителями и другими воспитателями.
Причем по мере развития воспитанников возрастает их собственная роль в этих
взаимодействиях.
Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных
компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.
Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности,
содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру
обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и
ответные реакции воспитанников: активное восприятие и переработка информации,
игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие,
действия, поступки, деятельность и т.п.
§ 5. Педагогический процесс как целостное явление
Понятие целостности педагогического процесса. Главное интегративное свойство
педагогического процесса как динамической системы - его способность к выполнению
социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их
выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии
функционирования педагогического процесса как целостного явления: целостная
гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом
процессе.
Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее
высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и
деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому
процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их
гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходит движение, преодоление
противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового
качества.
В педагогическом процессе специально создаются функциональные подсистемы,
направленные преимущественно на решение образовательно-развивающих и
воспитательных задач. При функциональном подходе они действуют автономно,
разрывая формирующуюся личность на части, придавая педагогическому процессу
односторонность. В целостном педагогическом процессе в каждом акте
педагогического взаимодействия решаются не только прямые, доминирующие, но и
подчиненные задачи развития всех сторон личности. Это достигается всесторонним
охватом основных видов деятельности, их сочетанием и взаимообогащением.