Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

присуща (имманентна)

педагогически интерпретированному социальному опыту, присутствует в явном или

неявном виде как в средствах, так и в деятельности педагогов и воспитанников.

Она функционирует на уровне ее осознания и реализации. Педагогическая система

организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она

всецело подчиняется целям образования.

С позиции системного подхода безосновательным представляется возведение в ранг

структурных компонентов педагогического процесса методов педагогической

деятельности, приемов, средств коммуникативного воздействия, организационных

форм и т.п. Они, так же как и цель, имманентны динамической системе "педагог- воспитанник". В них самих и в результате их взаимодействия рождаются методы,

приемы, формы организации и другие искусственные элементы педагогического

процесса.

Рассматривая педагогический процесс как динамическую систему и учитывая, что его

динамика, движение обусловлено взаимодействием или обменом деятельностями

главных участков, проследить переход педагогического процесса из одного

состояния в другое можно только определившись с его основной единицей

("клеточкой"). Только при этом условии можно понять педагогический процесс как

развивающееся взаимодействие его субъектов, направленное на решение

образовательно-воспитательных задач.

Педагогическая задача как основная единица педагогического процесса.

Развивающаяся во времени основная единица педагогического процесса, по которой

только и можно судить о его течении, должна, по мнению Б. Битинаса,

удовлетворять следующим условиям: обладать всеми существенными признаками

педагогического процесса; являться общей при реализации любых педагогических

целей; наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном

процессе. Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица

педагогического процесса.

В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и

воспитанников возникают разнообразные ситуации. Привнесение в педагогические

ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность. Педагогическая

ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть

педагогическая задача.

Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности, но все они

имеют общее свойство, а именно: являются задачами социального управления. Однако

"клеточкой" педагогического процесса, стремясь к его наименьшей единице, можно

считать только оперативные задачи, органично выстроенный ряд которых приводит к

решению тактических, а затем и стратегических задач. Объединяет их то, что все

они решаются с соблюдением принципиальной схемы, предполагающей прохождение

четырех взаимосвязанных этапов:

• анализ ситуации и постановка педагогической задачи;

• проектирование вариантов и выбор оптимального для данных условий решения;

• осуществление плана решения задачи на практике, включающее организацию

взаимодействия, регулирование и корригирование течения педагогического процесса;

• анализ результатов решения.

Педагогическое взаимодействие и его виды. Педагогическое взаимодействие является

универсальной характеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире

категории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к

субъект-объектным отношениям, которые, в свою очередь, являются следствием

механического переноса в педагогическую действительность основного постулата

теории управления: если есть субъект управления, то должен быть и объект. В

теории традиционной педагогики субъект - это педагог, а объектом естественно

считается ребенок, школьник и даже обучающийся взрослый. Представление о

педагогическом процессе как субъект-объектном отношении закрепилось вследствие

утверждения в системе образования авторитаризма как социального явления.

Между тем даже поверхностный анализ реальной педагогической практики обращает

внимание на широкий спектр взаимодействий: "ученик-ученик", "ученик-коллектив",

"ученик-учитель", "учащиеся - объект усвоения" и т.п. Основным отношением

педагогического процесса является взаимосвязь "педагогическая деятельность- деятельность воспитанника". Однако исходным, определяющим в конечном итоге его

результаты является отношение "воспитанник-объект усвоения".

В этом заключается и сама специфика педагогических задач. Они могут быть решены

и решаются только посредством руководимой педагогом активности учащихся, их

деятельности. Д. Б. Эльконин отмечал, что основное отличие учебной