Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

на всех уровнях.

Причины многих неудачных попыток совершенствования педагогических систем кроются

в несистемном, локальном подходе к преобразованию элементов.

В сложном вопросе о компонентном составе педагогических систем среди

исследователей нет единства взглядов. Это объясняется тем, что выбор

компонентов, т.е. подсистем, может иметь различные основания, является в

известной мере интуитивным творческим актом. С другой стороны, педагогическая

система может исследоваться в статике и в динамике как педагогический процесс.

Для представления о педагогической системе в статике достаточно выделения

четырех взаимосвязанных компонентов: педагогов и воспитанников (субъектов)

содержания образования и материальной базы (средств).

Взаимодействие компонентов педагогической системы порождает педагогический

процесс. Другими словами, она создается и функционирует с целью обеспечения

оптимального протекания педагогического процесса. Функция педагогической системы

- осуществление целей, которые задаются ей обществом.

Рассмотрение сущности педагогической системы будет неполным без анализа ее

видового многообразия: одна и та же сущность имеет разные формы проявления.

Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему

воспитания как наиболее общую педагогическую систему. Она, в свою очередь,

своими подсистемами имеет все социальные институты, выполняющие образовательно- воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования. Ведущей

подсистемой (системообразующей) в системе образования является

общеобразовательная школа. Для эффективного функционирования педагогических

систем, имеющих целью воспитание подрастающего поколения, общество создает

систему подготовки воспитателей - средние специальные и высшие педагогические

учебные заведения как педагогические системы. Проявляя заботу об уровне

профессиональной квалификации, общество создает разного уровня педагогические

системы профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Виды педагогических систем различаются не своими сущностными характеристиками

(они совпадают), а исключительно их назначением и, как следствие, особенностями

организации и функционирования. Так, в системе дошкольного воспитания основной

является педагогическая система "детский сад", а ее вариантами - педагогическая

система круглосуточных детских садов, садов для детей с ослабленным здоровьем и

т.п.

В системе общеобразовательной подготовки основой является педагогическая система

"школа" с вариантами в зависимости от режимов работы: традиционный,

полуинтернатный (школы с продленным днем), интернатный (школа-интернат, детский

дом, суворовские и нахимовские училища и т.п.). Вариантами педагогической

системы "школа" являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи,

колледжи и др.

Аналогично варианты педагогических систем могут быть прослежены в общей системе

профессионального образования. К особым педагогическим системам есть все

основания отнести учреждения дополнительного образования (музыкальные,

спортивные школы, станции юных натуралистов, юных техников, туристов и т.п.).

В специальной литературе термин "педагогическая система" употребляется довольно

неоднозначно. Во многих случаях под него подводятся отдельные составные части

педагогического процесса, совокупность организационных форм и т.п. Например,

кружки, секции, клубы, трудовые объединения школьников, детско-юношеские

общественные организации. Широкое хождение и тоже с неоднозначным смыслом наряду

с понятием "педагогическая система" в педагогической литературе (особенно в

последние годы с появлением так называемых авторских школ) имеют понятия

"воспитательная система" и "дидактическая система". При этом традиционные

понятия "система воспитания" и "система обучения" не тождественны им, хотя

сплошь и рядом можно видеть смешение этих разнящихся по смыслу понятий. Если

"система воспитания" и "система обучения" относительно самостоятельные, условно

выделяемые части педагогической системы, которые в своей диалектической

взаимосвязи ее образуют, то воспитательная и дидактическая системы - средства

эффективного решения школой своих задач. Воспитательная и дидактическая системы

не что иное, как педагогическая система в динамике, как педагогический процесс.

Термины "воспитательная система" и "дидактическая система" выражают те

доминирующие задачи, для решения которых они создаются; это, однако, не

означает, что в первом случае не предусматриваются элементы обучения, а во