Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

элемента школы // Пед. соч.: В 6 т. - М., 1989- 1990. -

Т. 1.-С. 171.

Особое место в ряду исследователей педагогического процесса занимает П. Ф.

Каптерев. Он всесторонне проанализировал проявления педагогического процесса с

внешней и внутренней стороны и пришел к выводу: ""Обучение", "образование",

"приучение", "воспитание", "наставление", "увещание", "взыскания" и другие

подобные многочисленные слова обозначают различные свойства, стороны, средства и

моменты одного большого целого педагогического процесса" [1].

Общеобразовательный курс школы, по его замыслу, был призван обеспечить

правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего

совершенствования личности гражданина.

1 Каптерев П. Ф. Педагогический процесс. - СПб., 1905. - С. 1.

Большой вклад в развитие представлений о целостности педагогического процесса

уже в новых социально-экономических и политических условиях внесли Н.К.Крупская,

А.П.Пиневич, СТ.Шацкий, П. П.Блонский, М.М.Рубинштейн, А.С.Макаренко. Однако

начиная с 1930-х гг. основные усилия педагогов были направлены на углубленное

изучение обучения и воспитания как относительно самостоятельных процессов.

Наметилась тенденция к обособлению этих связанных как часть и целое процессов, а

в воспитательной работе закрепился ярко выраженный функциональный подход,

вопреки утверждению, что личность не формируется по частям (А.С.Макаренко).

Научный интерес к проблеме целостности педагогического процесса, вызванный

потребностями практики школы, возобновился в середине 1970-х гг. Но ее решение

было сведено к частной проблеме воспитывающего обучения. Вместе с тем наметились

и различные подходы к пониманию целостного педагогического процесса

(Ю.К.Бабанский, В.С.Ильин, В.М.Коротов, В.В.Краевский, Б.Т.Лихачев,

Ю.П.Сокольников и др.).

Изучение истории развития взглядов на сущность педагогического процесса

свидетельствует о том, что поиск адекватных представлений о нем как о

целостности, т.е. максимальной ориентированности на всестороннее развитие

личности, волновал умы многих педагогов (ученых и практиков), но не получил

однозначного решения. Это положение объясняется сложностью такого явления, как

педагогический процесс. В то же время авторы современных концепций едины во

мнении, что раскрыть сущность педагогического процесса и выявить условия

приобретения им свойств целостности можно только на основе методологии

системного подхода. Он требует рассматривать педагогические объекты как системы,

а именно: определить состав, структуру и организацию основных компонентов,

установить ведущие взаимосвязи между ними; выявить внешние связи системы,

выделить из них главную; определить функции системы и ее роль среди других

систем; установить на этой основе закономерности и тенденции развития системы в

направлении ее целостности. Целостность имеет смысл только применительно к

системным объектам.

§ 2. Педагогическая система и ее виды

В педагогической лексике теоретиков и практиков педагогики довольно часто в

разных контекстах употребляется понятие "система" (система обучения, воспитания,

система методов, средств и т.п.). Однако при использовании этого термина в него

часто не вкладывается изначальный истинный смысл. Система - выделенное на основе

определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов,

объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее

во взаимодействии со средой как целостное явление [1].

1 См.: Ильина Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения. - М.,

1972. - С. 16.

Как искусственная, специально, в силу объективных законов развития общества,

организованная, педагогическая система находится под постоянным "контролем"

общества, т.е. той социальной системы, частью которой она является. Но поскольку

взаимодействие по линии метасвязи (внешней для педагогической системы) идет не

сплошным потоком, а избирательно (отдельными гранями, свойствами), то изменения

педагогической системы, ее перестройка и адаптация находятся в зависимости от

того, на какой или на какие элементы в данный момент направлено воздействие

общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания

образования, заботу о материальном положении учителя и т.п. Важно заметить, что

именно этот механизм вскрывает природу взаимодействия компонентов педагогической

системы и является своеобразным ключом для понимания многих типичных ошибок в

принятии управленческих решений в сфере народного образования