Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

Таким образом, на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных

способностей и общественного самосознания ребенок начинает понимать не только

внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает

относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого

нового весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам

становится воспитателем.

Итак, самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека,

направленная на саморазвитие и формирование своей базовой культуры.

Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добровольному

выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива,

формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества.

Самовоспитание - составная часть и результат воспитания и всего процесса

развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.

Формы и методы самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство,

самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека и

др. А искусство воспитания в связи с проблемой самовоспитания состоит в том,

чтобы возможно раньше пробудить у ребенка стремление к самосовершенствованию и

помогать ему советом в достижении поставленных целей. Опорой взрослых в этом

деле является сам ребенок, который всегда и везде хочет быть сильным и хорошим,

быть лучше.

Вопросы и задания

1. В чем сущность развития личности? 2. Каковы движущие силы развития личности? 3. Назовите процессы социализации и раскройте их суть. 4. Каковы стадии социализации и как они соотносятся со стадиями социального

развития личности? 5. Как соотносятся социализация, воспитание и развитие личности? 6. Какова роль обучения в развитии личности? 7. Дайте характеристику факторов социализации и формирования личности. 8. Почему деятельность личности является ведущим фактором ее формирования? 9. Какое место в структуре процесса формирования личности занимает

самовоспитание?

Литература для самостоятельной работы

Закон Российской Федерации "Об образовании". - М., 1996. Кон И. С. Ребенок и общество. - М., 1988. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе / Под ред.

В.А.Караковского, Л.И.Новиковой и др. - М., 1991. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. - Ростов-на-Дону, 1997. Mид М. Культура и мир детства. - М., 1988. Мудрик А. В. Социализация и смутное время. - М., 1991. Развитие, социализация и воспитание личности: Региональная концепция / Под ред.

Е. Н.Шиянова. - Ставрополь, 1993. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. - М., 1971. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. - М., 1999. Флейк-Хобсон К. и др. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с

окружающими. - М., 1992.

ГЛАВА 9 ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

§ 1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного

явления

Обращение к истокам возникновения педагогической профессии показывает, что

стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к

разграничению, а затем и к явному противопоставлению обучения и воспитания:

учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине XIX в. в трудах

прогрессивных педагогов все чаще и чаще стали встречаться обоснованные аргументы

в пользу объективного единства обучения и воспитания. Наиболее отчетливо эта

точка зрения была выражена в педагогических воззрениях И. Ф. Гербарта,

отмечавшего, что обучение без нравственного образования есть средство без цели,

а нравственное образование (или образование характера) без обучения есть цель,

лишенная средств.

Учитель немецких учителей А.Дистервег, рассматривая обучение как часть, сторону

воспитания, писал, что "время искусственных разделений прошло", особо при этом

подчеркивая, что принцип обучения есть и всегда будет принципом воспитания, и

наоборот.

Более глубоко идея целостности педагогического процесса выражена К. Д. Ушинским.

Он понимал ее как единство административного, учебного и воспитательного

элементов школьной деятельности. От комбинации основных элементов всякой школы,

писал он, более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является

декорациями, закрывающими от непосвященных пробел в общественном воспитании [1].

Прогрессивные идеи К. Д. Ушинского нашли свое отражение в трудах его

последователей Н.Ф. Бунакова, П.Ф.Лесгафта, К. В. Ельницкого, В. П. Вах-терова и

др.

1 См.: Ушинский К.Д. Три