Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

поведения.

§ 6. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности

С развитием теории управления в педагогическую теорию вошли ее основные понятия

- субъект и объект управления. В авторитарных педагогических системах свойством

субъектности однозначно наделялся педагог, а воспитаннику отводилась роль

(позиция) объекта, т.е. испытывающего педагогические влияния и пассивно

перестраивающего свою деятельность в соответствии с требованиями извне. Однако

свойство субъектности присуще всем людям. А. В. Брушлинский считает, что

субъектность развивается уже в три месяца, но отчетливо проявляется лишь в

предметно-манипулятивной деятельности, когда, например, ребенок ставит один

кубик на другой, т.е. решает задачу и понимает - решил он ее или нет.

Способность устанавливать обратную связь - универсальный механизм саморегуляции

(Анохин, Бернштейн, Виннер) и показатель свойства субъектности. В традициях

гуманистической педагогики, как уже отмечалось, в педагогическом процессе

функционируют равнозаинтересованные субъекты - педагоги и воспитанники.

Субъект - это личность, для деятельности которой характерны четыре качественные

характеристики: самостоятельная, предметная, совместная и творческая. А.

Н.Леонтьев отмечал, что формирование личности представляет собой процесс,

состоящий из непрерывно сменяющихся стадий, качественные особенности которых

зависят от конкретных условий и обстоятельств. Если на первых порах формирование

личности обусловлено ее связями с окружающей действительностью, широтой ее

практической деятельности, ее знаниями и усвоенными нормами поведения, то

дальнейшее развитие личности определяется тем, что она становится не только

объектом, но и субъектом воспитания.

Решая ту или иную педагогическую задачу, воспитатель побуждает воспитанников к

определенной деятельности или предотвращает нежелательные действия. Для того

чтобы воспитанники начали проявлять соответствующую активность, это влияние

(внешний стимул) должно быть ими осознано, превратиться во внутренний

побудитель, в мотив деятельности (убеждение, желание, осознание необходимости,

интерес и др.). В процессе воспитания большое место занимает внутренняя

переработка личностью внешних воздействий. Опосредование внешних воздействий

через внутренние условия (С.Л.Рубинштейн) происходит в процессе непосредственных

или опосредованных взаимоотношений с различными людьми в системе общественных

отношений. Эту диалектическую обусловленность применительно к детям показал А.

С. Макаренко. Он отмечал, что со всем сложившимся миром, окружающей

действительностью ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из

которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, "усложняется

физическим и нравственным ростом самого ребенка".

Человек с момента рождения становится социальным существом. Формирование его

характера, поведения, личности в целом определяется всей совокупностью

социальных факторов (отношением окружающих людей, их примером, их идеологией,

опытом собственной деятельности) и закономерностями физического развития. Именно

поэтому важно знать совокупное действие всех факторов, определяющих развитие

личности на разных возрастных этапах. Не менее важно проникнуть в глубинные

механизмы этого процесса и понять, каким образом производственный, моральный и

научный опыт, накопленный в обществе, становится достоянием отдельного человека

и определяет его развитие как личности. Здесь речь должна идти о специально

организованной встречной активности личности, получившей название

самовоспитания.

При воспитании младенца и дошкольника едва ли возникает вопрос о самовоспитании,

хотя дошкольник сам задумывает свою игру и сам играет, отражая в ней свое

понимание воспринятой им действительности.

В младшем школьном возрасте происходят значительные сдвиги в деятельности

ребенка в сторону внутренней мотивации, которая способствует перестройке

деятельности на основе постановки им задач преодоления своих слабостей и

формирования у себя лучших человеческих качеств.

Работа над собой - самовоспитание - начинается с осознания и принятия

объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности.

Субъективная постановка ребенком определенной цели поведения или своей

деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана

деятельности на завтрашний день. Осуществление этой цели неизбежно

сопровождается возникающими препятствиями как объективного, так и субъективного

характера.