Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

личность не прямое, а косвенное.

Ни одна врожденная особенность не является нейтральной, так как она

социализируется, пронизывается личностным отношением (например, карликовость,

хромота и т.п.). Роль природных факторов неодинакова на разных возрастных

этапах: чем меньше возраст, тем в большей мере природные особенности сказываются

на формировании личности.

В то же время нельзя переоценивать и роль социальных факторов формирования

личности. Еще Аристотель писал, что "душа - есть неисписанная книга природы,

опыт наносит на ее страницы свои письмена". Д.Локк считал, что человек рождается

с душой чистой, как доска, покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске, что

ему заблагорассудится (tabula rasa). Французский философ К. А. Гельвеций учил,

что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и

нравственного развития и различия в психических особенностях объясняются

исключительно различным влиянием среды и различными воспитательными

воздействиями.

Социальная среда понимается в этом случае метафизически, как что-то неизменное,

фатально предопределяющее судьбу человека, а человек рассматривается как

пассивный объект влияния среды.

Переоценка роли среды, утверждение, что развитие человека определяется средой

(Гельвеций, Дидро, Оуэн), привело к заключению: чтобы изменить человека, надо

изменить среду. Но среда - это прежде всего люди, поэтому получается замкнутый

круг. Чтобы изменить среду, надо изменить людей. Однако человек не пассивный

продукт среды, он тоже влияет на нее. Изменяя среду, человек тем самым изменяет

самого себя. Изменение, развитие осуществляется в деятельности.

Признание деятельности личности ведущим фактором ее формирования ставит вопрос о

целенаправленной активности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работе над

собой, над собственным духовным ростом. Саморазвитие обеспечивает возможность

последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации

возрастного и индивидуального подходов, формирования творческой индивидуальности

школьника и в то же время осуществления коллективного воспитания и

стимулирования самоуправления личностью своим дальнейшим развитием.

Человек развивается в той мере, в какой он "присваивает человеческую

действительность", в какой он овладевает накопленным опытом. Это положение имеет

большое значение для педагогики. Формирующие влияния среды, обучения и

воспитания, природных задатков становятся факторами развития личности только

через посредство ее активной деятельности. "Человека, - пишет Г. С. Батищев, -

нельзя "сделать", "произвести", "вылепить" как вещь, как продукт, как пассивный

результат воздействия извне - но можно только обусловить его включение в

деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм

этой его собственной - совместной с другими людьми деятельности он формируется в

то, чем делает его эта (общественная, в своей сущности коллективная)

деятельность (труд)..."

Характер развития каждой личности, широта, глубина этого развития при одинаковых

условиях обучения и воспитания зависят главным образом от ее собственных усилий,

от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах

деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки.

Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии отдельных

людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же

средовых условиях и испытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия.

Отечественная педагогика исходит из признания того, что свободное и гармоничное

развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности. Нельзя не

согласиться с тем, что при определенных условиях коллектив нивелирует личность.

Однако, с другой стороны, индивидуальность может быть развита и найти свое

проявление только в коллективе. Организация различных форм коллективной

деятельности (учебно-познавательной, трудовой, художественно-эстетической и др.)

способствует проявлению творческого потенциала личности. Незаменима роль

коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее социальной

гражданской позиции. В коллективе в условиях сопереживания, осознания личностной

сопричастности взаимодействующих людей осуществляется эмоциональное развитие.

Коллектив с его общественным мнением, традициями, обычаями незаменим как фактор

формирования обобщенного положительного опыта, а также социально значимых умений

и навыков общественного