Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

тем

больше возможностей оказать социализирующее влияние на личность. Однако

социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на

личность в различные этапы ее онтогенетического развития. Так, в раннем и

дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и

юношеском возрастах увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние

групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выходит

сословие, трудовой или профессиональный коллектив, отдельные личности. Есть

факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни

человека. Это нация, ментальность, этнос.

В последние годы все большее значение ученые придают макрофакторам социализации,

в том числе и природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они

как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление

личности. Знание макрофакторов социализации позволяет понять специфику

проявления общих законов развития индивида как представителя Homo sapiens (рода

человеческого), убедиться в могуществе воспитания. Сегодня становится понятным,

что без учета влияния макрофакторов социализации нельзя разработать научно

обоснованную даже региональную программу социализации и воспитания подрастающего

поколения, не говоря уже о государственной и межгосударственной.

Отдавая должное роли социализирующего воздействия макрофакторов, больших и малых

групп, необходимо учитывать, что наибольшее влияние на личность оказывает другая

личность, являющаяся для нас референтной и авторитетной.

Если в течение длительного времени при рассмотрении процессов социализации

факторы только назывались, а в лучшем случае моделировалось их влияние на

человека, то сейчас чаще говорится о том, что факторы социализации - это

развивающая среда, которая не является чем-то спонтанным и случайным. Она должна

быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием

к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать

гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста. В ней

должны быть заложены возможности для самореализации свободы творчества,

эстетического и нравственного развития, получения наслаждения от совместных

действий и общения, от жизнедеятельности в целом.

Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования

личности. Однако в отличие от социализации факторы формирования личности

дополняются еще биологическим фактором. Ему в зарубежной педагогике в целом ряде

случаев отводится первостепенная роль. Так, по мнению отдельных ученых, среда,

обучение и воспитание являются лишь условиями для саморазвития, проявления

природно-обусловленных психических особенностей. В подтверждение своих выводов

они ссылаются на данные сравнительного изучения развития близнецов.

Действительно, влияние биологического фактора на формирование личности

игнорировать нельзя уже потому, что человек - это живой организм, жизнь которого

подчинена как общим законам биологии, так и специальным законам анатомии и

физиологии. Но по наследству передаются не качества личности, а определенные

задатки. Задатки - природная расположенность к той или иной деятельности.

Различают задатки двух видов - общечеловеческие (строение мозга, центральной

нервной системы, рецепторов); индивидуальные различия природных данных

(особенности типа нервной системы, анализаторов и т.п.).

Отечественная педагогика не отрицает влияния биологического фактора на

формирование личности, но и не отводит ему решающей роли, как это делают

бихевиористы. Разовьются ли задатки, станут ли они способностями - это зависит

от социальных условий, обучения и воспитания, т.е. влияние наследственности

всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Этот тезис

верен и в отношении индивидуальных различий, лежащих в основе индивидуальных

способностей.

Таким образом, природные особенности являются важными предпосылками, факторами,

но не движущими силами формирования личности. Мозг как биологическое образование

является предпосылкой появления сознания, но сознание - продукт общественного

бытия человека. Чем сложнее по своему психическому строению образование, тем

меньше оно зависит от природных особенностей.

Природные особенности обусловливают разные пути и способы формирования

психических свойств. Они могут влиять на уровень, высоту достижений человека в

какой-либо области. При этом их воздействие на