он справляется с небольшой помощью. То, что
сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л.С.Выготский, завтра он
будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в
процессе обучения переходит на уровень актуального развития. Так и идет развитие
личности по всем направлениям.
Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической
взаимосвязи обучения и развития личности, отводя, согласно положению
Л.С.Выготского, ведущую роль обучению. Обучение и развитие тесно связаны друг с
другом: развитие и обучение не два параллельно протекающих процесса, они
находятся в единстве. Вне обучения не может быть полноценного развития личности.
Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него,
но не надстраивается чисто механически.
Развитие, в частности умственное, в процессе обучения определяется характером
получаемых знаний и самой организацией процесса обучения. Знания должны быть
систематическими и последовательными как иерархизированные понятия, а также в
достаточной степени обобщенными. Обучение должно строиться преимущественно
проблемно на диалогической основе, где ученику обеспечивается субъектная
позиция. В конечном итоге развитие личности в процессе обучения обеспечивается
тремя факторами: обобщение учащимися своего опыта; осознание (рефлексия)
процесса общения, так как рефлексия - важнейший механизм развития; соблюдение
этапов самого процесса развития личности.
§ 5. Факторы социализации и формирования личности
Социализация, как уже отмечалось, осуществляется в различных ситуациях,
возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно
совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного
поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства,
при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много
обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий)
социализации. Можно даже утверждать, что они еще не все известны, а те, которые
мы знаем, не до конца изучены.
В отечественной и западной науке имеются различные классификации факторов
социализации. Однако мы считаем наиболее логичной и продуктивной для педагогики
ту, которую предложил А.В.Мудрик. Он выделил основные факторы социализации,
объединив их в три группы:
макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые
влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей,
живущих в определенных странах;
мезофакторы (мезо - средний, промежуточный) - условия социализации больших групп
людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по
месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по
принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио,
телевидение, кино и др.);
микрофакторы, к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на
конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых
осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и
др.
Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека
через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном
взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах
состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми
выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя.
В юности или молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги
по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные
дети, а в пожилом - и члены их семей. И. С. Кон совершенно справедливо
утверждает, что нет иерархии агентов социализации по степени их влияния и
значимости, которая бы не зависела от общественного строя, системы родства и
структуры семьи.
Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для
определенного общества, социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести
способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в
семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах;
разнообразные виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека
(общение, игра, познание, предметно-практическая и духовно-практическая
деятельности, спорт).
Исследования показывают, что чем лучше организованы социальные группы,