Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

он справляется с небольшой помощью. То, что

сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л.С.Выготский, завтра он

будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в

процессе обучения переходит на уровень актуального развития. Так и идет развитие

личности по всем направлениям.

Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической

взаимосвязи обучения и развития личности, отводя, согласно положению

Л.С.Выготского, ведущую роль обучению. Обучение и развитие тесно связаны друг с

другом: развитие и обучение не два параллельно протекающих процесса, они

находятся в единстве. Вне обучения не может быть полноценного развития личности.

Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него,

но не надстраивается чисто механически.

Развитие, в частности умственное, в процессе обучения определяется характером

получаемых знаний и самой организацией процесса обучения. Знания должны быть

систематическими и последовательными как иерархизированные понятия, а также в

достаточной степени обобщенными. Обучение должно строиться преимущественно

проблемно на диалогической основе, где ученику обеспечивается субъектная

позиция. В конечном итоге развитие личности в процессе обучения обеспечивается

тремя факторами: обобщение учащимися своего опыта; осознание (рефлексия)

процесса общения, так как рефлексия - важнейший механизм развития; соблюдение

этапов самого процесса развития личности.

§ 5. Факторы социализации и формирования личности

Социализация, как уже отмечалось, осуществляется в различных ситуациях,

возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно

совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного

поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства,

при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много

обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий)

социализации. Можно даже утверждать, что они еще не все известны, а те, которые

мы знаем, не до конца изучены.

В отечественной и западной науке имеются различные классификации факторов

социализации. Однако мы считаем наиболее логичной и продуктивной для педагогики

ту, которую предложил А.В.Мудрик. Он выделил основные факторы социализации,

объединив их в три группы:

макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые

влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей,

живущих в определенных странах;

мезофакторы (мезо - средний, промежуточный) - условия социализации больших групп

людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по

месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по

принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио,

телевидение, кино и др.);

микрофакторы, к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на

конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых

осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и

др.

Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека

через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном

взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах

состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми

выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя.

В юности или молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги

по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные

дети, а в пожилом - и члены их семей. И. С. Кон совершенно справедливо

утверждает, что нет иерархии агентов социализации по степени их влияния и

значимости, которая бы не зависела от общественного строя, системы родства и

структуры семьи.

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для

определенного общества, социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести

способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в

семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах;

разнообразные виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека

(общение, игра, познание, предметно-практическая и духовно-практическая

деятельности, спорт).

Исследования показывают, что чем лучше организованы социальные группы,