Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

как

личности, когда первостепенное значение имеют социальные факторы, постоянно и

мощно работают и биологические механизмы человека как природного существа,

проявляя себя в виде задатков, на основе которых развиваются его потребности,

интересы, склонности, способности и складывается его характер. Вместе с тем от

последних зависят и природные параметры человека, его физическое здоровье,

работоспособность, долголетие.

Детализируя сущность развития и формирования личности, Л.И.Божович писала, что

это, во-первых, развитие познавательной сферы; во-вторых, формирование нового

уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, позволяющего ему действовать не

непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями,

нравственными требованиями и чувствами; в-третьих, возникновение относительно

устойчивых форм поведения и деятельности, составляющих основу формирования его

характера; и наконец, развитие общественной направленности, т.е. обращенность к

коллективу сверстников, усвоение тех нравственных требований, которые они ему

предлагают.

§ 4. Роль обучения в развитии личности

Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но

и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания

образования, выбор форм и методов обучения.

Напомним, что под обучением следует понимать не процесс "передачи" готовых

знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и

обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития

личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов

деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней

активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого

опыта. Под развитием применительно к обучению понимают две разные, хотя и тесно

взаимосвязанные друг с другом категории явлений: собственно биологическое,

органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур и психическое

(в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как

своего рода умственное созревание.

Конечно, умственное развитие зависит от биологического созревания мозговых

структур, и этот факт необходимо учитывать в ходе осуществления педагогического

процесса. Вместе с тем органическое созревание мозговых структур зависит от

среды, обучения и воспитания. Именно поэтому, когда мы говорим об умственном

развитии, то имеем в виду, что умственное развитие происходит в единстве с

биологическим созреванием мозга.

В психолого-педагогической науке сложилось по меньшей мере три точки зрения на

соотношение обучения и развития. Первая, и наиболее распространенная,

заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых

друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созреванием мозга.

Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей,

которые возникают в, процессе развития. В. Штерн писал, что обучение следует за

развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо

вмешиваться в процесс умственного созревания, надо не мешать ему, а терпеливо и

пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения. Ж. Пиаже отмечал, что

умственное развитие идет по своим внутренним законам, поэтому обучение может

только несущественно замедлить или ускорить этот процесс. Однако, например, пока

у ребенка не созрело логическое операторное мышление, бессмысленно обучать его

логически рассуждать.

Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие,

отождествляют тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк).

Третья группа теорий (Коффка и др.) объединяет первые две точки зрения и

дополняет их новым положением: обучение может идти не только вслед за развитием,

не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и

вызывая в нем новообразования.

Эту существенно новую идею выдвинул Л.С.Выготский. Он обосновал тезис о ведущей

роли обучения в развитии личности: обучение должно идти впереди развития

личности и вести его за собой. В связи с этим Л. С. Выготский выделил два уровня

умственного развития ребенка. Первый уровень актуального развития как наличный

уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он

может выполнить вполне самостоятельно. Второй, более высокий, уровень, который

он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не может

выполнить самостоятельно, но с чем