Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

группы органично, без демонстративности

и без самоуничижения.

§ 3. Воспитание и формирование личности

Процессы и результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер, так

как в идеале социализированный человек должен соответствовать социальным

требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям в развитии

общества, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его индивидуальности.

Так, нередко встречаются люди настолько социализированные, фактически

растворенные в социуме, что оказываются не готовыми и не способными к

личностному участию в утверждении жизненных принципов. В значительной степени

это зависит от типа воспитания.

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного

взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс

целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное,

религиозное, школьное воспитание). И та и другая социализация имеют ряд различий

в разные периоды развития личности. Одно из самых существенных различий, имеющих

место во всех периодах возрастного развития личности - это то, что воспитание

выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего

спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и

создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.

В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить

отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию,

востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования

педагогической стратегии и тактики.

Типы (модели) воспитания обусловлены уровнем развития обществ, их социальной

стратификацией (соотношением социальных групп и слоев) и социально-политическими

ориентация-ми. Поэтому воспитание осуществляется по-разному в тоталитарном и

демократическом обществах. В каждом из них воспроизводится свой тип личности,

своя система зависимостей и взаимодействий, степень свободы и ответственности

личности.

Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как активное начало наряду с

активным ребенком. В связи с этим возникает вопрос о тех задачах, которые

призвана решать целенаправленная социализация, организатором которой является

педагог.

А. В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе

социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально- психологические.

Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе

определенного уровня физического и сексуального развития, которое

характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально- культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности

и женственности в различных этносах и регионах и т.д.).

Социально-культурные задачи - это познавательные, морально-нравственные,

ценностно-смысловые задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапа в

конкретном историческом социуме. Они определяются обществом в целом,

региональным и ближайшим окружением человека.

Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности,

ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом

возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения.

Решение названных задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития

личности. Если какая-либо группа задач или наиболее значимые из нее остаются

нерешенными на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие

личности, либо делает его неполноценным. Возможен и такой случай, отмечает А. В.

Мудрик, когда та или иная задача, не решенная в определенном возрасте, внешне не

сказывается на развитии личности, но через определенный период времени

"всплывает", что приводит к немотивированным замыслам и действиям.

В процессе воспитания как целенаправленной социализации перечисленные задачи

появляются как ответ на кризисы, возникающие в жизни и деятельности детей и

взрослых (Л. И. Анцыферова). Кризисы проявляются как обострение ряда

противоречий развития личности.

Формирование личности - это процесс и результаты социализации, воспитания и

саморазвития. Формирование означает становление, приобретение совокупности

устойчивых свойств и качеств. Формировать - значит придавать форму чему-либо,

устойчивость, законченность, определенный тип. При формировании человека