Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

сохранения своих социальных

структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые,

классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения.

Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот

социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих

социальных связей. Тенденция социальной типизации личности и позволяет

рассматривать социализацию как процесс адаптации и интеграции человека в

обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих

как обществу в целом, так и отдельным группам.

Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает

тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции,

неповторимой индивидуальности. Следствием действия этой тенденции является

развитие и преобразование не только самой личности, но и общества. Тенденция

автономизации личности характеризует социализацию как процесс саморазвития и

самореализации личности, в ходе которого происходит не только актуализация

усвоенной системы социальных связей и опыта, но и создание новых, в том числе и

личного, индивидуального опыта.

С понятием саморазвития личности связывают процесс, который направлен на

преодоление противоречий в стремлении к достижению духовной, физической и

социальной гармонии. Самореализация выступает как проявление внутренней свободы,

обусловленной осознанием своих духовных и физических возможностей, и как

адекватное управление собой в изменяющихся социальных условиях.

Обе названные тенденции социальной типизации и автономизации личности,

объясняющие социализацию, сохраняют свою устойчивость, обеспечивая, с одной

стороны, самовозобновляемость общественной жизни, т.е. социума, а с другой -

реализацию личностных потенций, задатков, способностей, воспроизводство

духовности и субъектности.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее

процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация.

Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на

протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Социализация не является одноактным или единовременным процессом. Человек живет

в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его

разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения,

вынужден выполнять разные социальные роли. Это приводит к тому, что он в течение

своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит

те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение.

Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он

распадается на этапы, каждый из которых "специализируется" на решении

определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить,

может быть искажен или заторможен.

В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из

того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В

зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой

деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее

самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения

ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение

в школе, техникуме, вузе и т.д.;

трудовая - охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы

этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой

деятельности человека;

послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой

деятельности (Г.М.Андреева).

Отмечая, что социализация - процесс непрерывный, длящийся в течение всей жизни,

нельзя не признать особую важность для становления личности трудовой стадии,

когда закладываются основные базисные ценности, формируются самосознание,

ценностные ориентации и социальные установки личности.

В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли,

которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить

себя, раскрыть, репрезентировать. По динамике выполняемых ролей можно получить

представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены

личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность

человека входить в различные социальные