Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

как процесс

количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение

изучаемого явления. Отечественная педагогика при рассмотрении этого вопроса

исходит из положений диалектического материализма, который рассматривает

развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от

низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого.

При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный

процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и

качественные преобразования. Эта сложность обусловливается противоречивостью

процесса развития. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые

возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими

силами развития личности. К таким противоречиям относятся:

противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и

возможностями их удовлетворения;

противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и

старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и

наличным уровнем развития личности (В.А.Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают

специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение

противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В

результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития.

Потребность удовлетворяется - противоречие снимается. Но удовлетворенная

потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие

сменяется другим - развитие продолжается.

В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются, приобретая

более яркие формы. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их

подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между

воспитательными воздействиями и "сопротивлением материала" (А. С. Макаренко). В

педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условиями

развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков

воспитательной работы.

§ 2. Сущность социализации и ее стадии

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием "социализация",

которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике.

Однако его содержание не является стабильным и однозначным.

Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную

систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно- функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р.Мертон). В

традициях этой школы социализация раскрывается через понятие "адаптация".

Понятие адаптация, являясь одним из центральных понятий биологии, означает

приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было

экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления

человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и

психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к

различным социальным ситуациям, микро- и макрогруппам. С помощью понятия

адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в

социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и

социологическим факторам.

Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии,

представителями которой являются А. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. В ней

социализация представлена как процесс самоактуализации "Я-концепции",

самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс

преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и

самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и

саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.

Эти два подхода в определенной степени разделяются и отечественными социологами,

психологами и педагогами. Хотя приоритет чаще отдается первому (И. С. Кон, Б. Д.

Парыгин, А. В. Мудрик и др.).

Наблюдения показывают, что названные подходы имеют место и в педагогической

практике, когда абсолютизируется роль одного из факторов: либо социальной среды,

либо самовоспитания. Такая абсолютизация объясняется тем, что многими

исследователями и практиками не осознан двусторонний характер социализации

(Г.М.Андреева, Б.Ф.Ломов).

Общество с целью воспроизводства социальной системы,