Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

- Ростов-на- Дону, 1995. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. - М., 1993.

ГЛАВА 8 РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

§ 1. Развитие личности как педагогическая проблема

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является

проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет

различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной

физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др.

Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного

развития личности в процессе обучения и воспитания.

В зарубежной педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития

выделяются три основных направления - биологическое, социологическое и

биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным

существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения

потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.). Человек вынужден

подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные

потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он "надевает

маску" или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким- либо видом деятельности.

Все явления общественной жизни (стачки, забастовки, революции), как считают

представители этого направления, естественны для простых людей, у которых от

рождения заложено стремление к нападению, жестокости, бунтарству. Однако

реальная жизнь показывает, что люди часто действуют даже против своих жизненных

потребностей, выполняя долг патриота, борца и просто гражданина.

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается

как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно

социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он

общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у

нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и

т.п.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы

(ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а

направленность, интересы, способности личности формируются как явления

социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни

ее развитие.

Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в

котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности

сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни.

Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты

социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для

преодоления своих физических недостатков и особенностей характера

(вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым

организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении

личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на

разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими

людьми. Так, смелость может доходить до безрассудства, когда побуждается

желанием привлечь к себе внимание (естественная потребность в достижении,

признании). Другого человека смелость побуждает идти навстречу жизненным

трудностям, хотя об этом никто, кроме него, не знает. Важно видеть и степень

выраженности качества. Чрезмерная вежливость, например, может граничить с

подхалимством, послушание - быть показателем пассивного исполнения требований,

безразличия, а непоседливость - свидетельствовать о живости интереса, быстроте

переключения внимания и др.

Личность, по определению Л. С. Выготского, - это целостная психическая система,

которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать

эти функции. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта

и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности

обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность

существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и

важнейшая характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими

проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Существуют различия и в понимании сущности развития личности в отечественной и

зарубежной педагогике. Метафизики рассматривают развитие