Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

а с другой - создает благоприятные возможности для

творческого овладения той или иной областью знаний.

Известно, что всякий конкретный вид творчества - это проявление

актуализирующейся (творящей самое себя) личности не только в науке, искусстве,

общественной жизни, но и в становлении личностной позиции, определяющей присущую

именно этому человеку линию нравственного поведения. Трансляция безличных, чисто

объективных знаний или способов деятельности приводит к тому, что учащийся не

может проявлять себя в соответствующих областях культуры и не развивается как

творческая личность. Если же он, осваивая культуру, делает открытие в самом

себе, при этом переживает пробуждение новых умственных и душевных сил, то

соответствующая область культуры становится "его миром", пространством возможной

самореализации, а овладение ею получает такую мотивацию, которую традиционное

содержание образования обеспечить не может.

Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также проблему

разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли

бы преодолеть безличности ость образования, его отчуждение от реальной жизни

догматизмом и консерватизмом. Для разработки таких технологий частичного

обновления методов и приемов обучения и воспитания недостаточно. Сущностная

специфика гуманистической технологии образования заключается не столько в

передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и

навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально- нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и

учащихся.

Гуманистическая технология образования позволяет преодолеть отчуждение учителей

и учащихся, преподавателей и студентов от учебной деятельности и друг от друга.

Такая технология предполагает поворот к личности, уважение и доверие к ней, ее

достоинству, принятие ее личных целей, запросов, интересов. Она связана и с

созданием условий для раскрытия и развития способностей как учащихся, так и

педагога с ориентацией на обеспечение полноценности их повседневной жизни. В

гуманистической технологии образования преодолевается его безвозрастность,

учитываются психофизиологические параметры, особенности социального и

культурного контекста, сложность и неоднозначность внутреннего мира. Наконец,

гуманистическая технология образования позволяет органично соединить социальное

и личностное начала.

Реализация культурно-гуманистических функций образования, таким образом,

обусловливает неограниченный в социокультурном пространстве демократически

организованный, интенсивный образовательный процесс, в центре которого находится

личность обучаемого (принцип антропоцентричности). Основным смыслом этого

процесса становится гармоничное развитие личности. Качество и мера этого

развития выступают показателями гуманизации общества и личности. Однако процесс

перехода от традиционного типа образования к гуманистическому происходит

неоднозначно. Существует противоречие между фундаментальными гуманистическими

идеями и степенью их реализации в связи с отсутствием достаточно подготовленного

педагогического корпуса. Выявленная антиномия гуманистической природы

образования и доминирования технократического подхода в педагогической теории и

практике показывает необходимость построения современной педагогики на идеях

гуманизма.

Вопросы и задания

1. Каковы причины разработки новой методологии педагогики? 2. В чем суть гуманистической философии образования? 3. Какова специфика применения аксиологического подхода в изучении

педагогических явлений? 4. Назовите аксиологические принципы и покажите их применение в педагогике. 5. Дайте определение педагогических ценностей. 6. Подготовьте схему "Классификация педагогических ценностей" и дайте их

характеристику. 7. Почему образование - это общечеловеческая ценность?

Литература для самостоятельной работы

Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб., 1992. Исаев И. Ф., Ситникова М. И. Творческая самореализация учителя:

Культурологический подход. - Белгород; М., 1999. Колесников Л. Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. -

М., 1991. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. -

Ростов-на-Дону, 1994. Лихачев Б. Т. Введение в теорию воспитательных ценностей. - Самара, 1998. Шварцман К.А. Философия и воспитание. - М., 1989. Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея

гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности.