Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

ценности- качества, так как именно в них проявляются или бытийствуют сущностные личностно- профессиональные характеристики педагога. К их числу относятся многообразные и

взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально- деятельностные качества. Данные качества оказываются производными от уровня

развития целого ряда способностей: прогностических, коммуникативных, креативных

(творческих), эмпатийных, интеллектуальных, рефлексивных и интерактивных.

Ценности-отношения и ценности-качества могут не обеспечить необходимый уровень

осуществления педагогической деятельности, если не будет сформирована и усвоена

еще одна подсистема - подсистема ценностей-знаний. В нее входят не только

психолого-педагогические и предметные знания, но и степень их осознания, умения

осуществить их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели

педагогической деятельности.

Овладение педагогом фундаментальными психолого-педагогическими знаниями создает

условия для творчества, альтернативности в организации образовательного

процесса, позволяет ориентироваться в профессиональной информации, отслеживать

наиболее значимую и решать педагогические задачи на уровне современной теории и

технологии, используя продуктивные творческие приемы педагогического мышления.

Таким образом, названные группы педагогических ценностей, порождая друг друга,

образуют аксиологическую модель, имеющую синкретический характер. Он проявляется

в том, что ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения

зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д., т.е. они функционируют

как единое целое. Аксиологическое богатство педагога определяет эффективность и

целенаправленность отбора и приращения новых ценностей, их переход в мотивы

поведения и педагогические действия.

Педагогические ценности имеют гуманистическую природу и сущность, поскольку

смысл и назначение педагогической профессии определяются гуманистическими

принципами и идеалами.

Гуманистические параметры педагогической деятельности, выступая его "вечными"

ориентирами, позволяют фиксировать уровень расхождения между сущим и должным,

действительностью и идеалом, стимулируют к творческому преодолению этих

разрывов, вызывают стремление к самосовершенствованию и обусловливают

смысложизненное самоопределение педагога. Его ценностные ориентации находят свое

обобщенное выражение в мотивационно-ценностном отношении к педагогической

деятельности, которое является показателем гуманистической направленности

личности.

Такое отношение характеризуется единством объективного и субъективного, в

котором объективное положение педагога является основой его избирательной

направленности на педагогические ценности, стимулирующие общее и

профессиональное саморазвитие личности и выступающие фактором его

профессиональной и социальной активности. Социальное и профессиональное

поведение педагога, следовательно, зависит от того, как он конкретизирует

ценности педагогической деятельности, какое место отводит им в своей жизни.

§ 3. Образование как общечеловеческая ценность

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не

вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным в

большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается

существующими в том или ином государстве системами образования, которые

отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая

обусловленность исходных концептуальных позиций.

Однако далеко не всегда эти исходные позиции формулируются с учетом

аксиологических характеристик. Так, в педагогической литературе нередко

утверждается, что образование основывается на фундаментальных потребностях

человека. Человек якобы нуждается в образовании, так как его природа должна быть

преобразована посредством образования. В традиционной педагогике широкое

распространение получили представления о том, что в образовательном процессе

реализуются прежде всего социальные установки. Общество нуждается в том, чтобы

человек был воспитан. Более того, воспитан определенным образом в зависимости от

принадлежности к тому или иному социальному слою.

Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов

образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической

направленности, т.е. стремлением офаничивать содержание общеобразовательной

подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности