Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

такие, как содержание педагогической

деятельности и обусловленные им возможности саморазвития личности; общественная

значимость педагогического труда и его гуманистическая сущность и др.

Однако, как уже отмечалось в четвертой главе, педагогические ценности

различаются по уровню своего существования, который может стать основой их

классификации. По этому основанию выделяются личностные, групповые и социальные

педагогические ценности [1].

Аксиологическое Я как система ценностных ориентаций содержит не только

когнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего

ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и

профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной

системы педагогических ценностей. Эта система включает:

• ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и

профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность

педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и

др.);

• ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг

(общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и

привязанности, обмен духовными ценностями и др.);

• ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности

(возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к

мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и

др.);

• ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий, вариативный

характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической

профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);

• ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности

(возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и

длительность отпуска, служебный рост и др.).

Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности

самодостаточного и инструментального типов, различающиеся по предметному

содержанию. Самодостаточные ценности - это ценности-цели, включающие творческий

характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность

перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям.

Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя, и учащихся.

Ценности-цели выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в

системе других педагогических ценностей, поскольку в целях отражен основной

смысл деятельности учителя.

Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности, педагог

выбирает свою профессиональную стратегию, содержание которой составляет развитие

себя и других. Следовательно, ценности-цели отражают государственную

образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки, которые,

субъективируясь, становятся значимыми факторами педагогической деятельности и

влияют на инструментальные ценности, называемые ценностями-средствами. Они

формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими

технологиями, составляя основу профессионального образования педагога.

Ценности-средства - это три взаимосвязанные подсистемы: собственно

педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных

и личностно-развивающих задач (технологии обучения и воспитания);

коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно- и профессионально- ориентированные задачи (технологии общения); действия, отражающие субъектную

сущность педагога, которые интегративны по своей природе, так как объединяют все

три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию. Ценности-средства

подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, ценности-качества и

ценности-знания.

Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение

педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Отношение к

профессиональной деятельности не остается неизменным и варьирует в зависимости

от успешности действий педагога, от того, в какой мере удовлетворяются его

профессиональные и личностные потребности. Ценностное отношение к педагогической

деятельности, задающее способ взаимодействия педагога с учащимися, отличается

гуманистической направленностью. В ценностных отношениях в равной мере значимыми

являются и самоотношения, т.е. отношения педагога к себе как к профессионалу и

личности.

В иерархии педагогических ценностей наиболее высокий ранг имеют